Содержание
-
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Подготовили: учитель – логопед Степоненкова С.А., учитель – дефектолог Рерих О.Г. Декабрь 2023 г.
-
Л.С. Выготский
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы…»
-
Овладение письмом – это элемент овладения письменной речью. Механическое письмо не имеет большого смысла и является техникой/технологией записи мысли.
-
3 – 4 года: черточки и каракули превращаются для ребенка в знаки – символы. Дети припоминают «записанные фразы» без опоры на зрительное восприятие. 4 – 5 лет: появляется рисунок, имеющий смысл. Он обозначает то, что нужно запомнить (пиктографическое письмо). Далее ребенок пользуется буквами для записи того, что нужно запомнить.
-
От рисования к письму…
1-1,5 года: получение радости от процесса. Захват кулаком. 2-3 года: меняется захват и увеличивается объем движений, но они спонтанны. С 3 лет: линии становятся более определенными, не повторяются бессмысленно. 3,5-4 года: ребенок свободно манипулирует карандашом. Дети хорошо копируют (координация движений + зрительно-пространственное восприятие)
-
В этом возрасте дети передают пропорции фигур, ограничивают протяженность линий, рисуют параллельные линии; пытаются писать буквы. 5 лет: хорошо выполняют вертикальные и горизонтальные штрихи, появляются циклические движения. Изменяется способ захвата. Увеличивается желание писать буквы. 6 лет: хорошо копируют простые геометрические фигуры, соблюдая размер и пропорции. В этом возрасте детям доступны любые графические движения, любые штрихи и линии.
-
Развитие графических умений детей можно оценивать по результатам копирования геометрических фигур (Д.Элстон, Д.Тейлор)
-
Способность ребенка к рисованию и копированию является необходимым элементом определения его готовности к школе. Выделяют 2 основных направления подготовки ребенка к письму: - подготовка к формированию графического навыка; - развитие фонематического слуха и подготовка к овладению звуковым анализом слова
-
Последовательность подготовки детей к формированию правильного графического навыка
УЧИМСЯ: 1. Правильно сидеть. 2. Правильно держать ручку и бумагу. 3. Рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные. 4. Рисовать прямые и наклонные параллельные линии. 5. Рисовать полуовалы: верхние и нижние.
-
УЧИМСЯ: 6. Рисовать круги и овалы. 7. Рисовать зигзаги (плавно передвигая руку). 8. Рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины. Вводится ограничительная линия – строчка. 9. Учим печатные буквы и пишем (печатаем, рисуем) их. 10. Писать элементы письменных букв.
-
Направления работы по формированию графических навыков у дошкольников
1. Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Формирование дифференцированных движений пальцев рук. 2. Развитие зрительного восприятия и внимания. Развитие зрительного восприятия. Развитие зрительного внимания.
-
3. Развитие пространственной ориентировки. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие ориентировки на плоскости. 4. Формирование базовых графических навыков и умений. Линии по образцу 5. Совершенствование базовых графических навыков и умений. Работа на листе в клетку или линейку 6. Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров предметов.
-
Задачи по ФАОП: формирование графомоторных навыков и подготовка руки к письму
1. Формировать базовые графические умения и навыки на нелинованном листе: точки, штрихи, обводка, копирование. 2. Учить формировать графические задания на тетрадном листе в клетку и линейку по образцу и речевой инструкции. 3. Учить копировать точки, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность элементов.
-
4. Учить выполнять графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции. 5. Учить проводить различные линии и штриховку по указателю – стрелке. 6. Совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов.
-
Развитие графомоторных навыков у детей с особыми потребностями.
Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности и учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Тонкая моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
-
Этапы выполнения произвольного моторного акта (письма)
На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. (По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. ) На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, то есть индивид сам намечает цель и содержание движения и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения. Рисование, как и письмо, – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их. Возраст 6–7 лет является сензитивным для развития кисти руки.
-
Особенности влияющие на формирование навыка.
Анатомические особенности строения кисти и запястья Сниженный мышечный тонус Медленный темп деятельности Быстрая утомляемость Избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок Проблемы со зрением Нарушение координации «рука-глаз» Недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия
-
еще физически не сформированы мелкие мышцы руки; не закончено окостенение фаланг пальцев; у ребенка этого возраста до конца не сформированы сложнокоординируемые движения руки, кисти, пальцев; в достаточной степени не сформирована нервно-мышечная регуляция; не созрели структуры центральной нервной системы и механизмы зрительного восприятия; не сформированы базовые познавательные функции (организация внимания, контроль деятельности память, организация и регуляция движения,). Все эти процессы требуют длительного времени и формируются вплоть до 9-10 лет.
-
К чему приводит форсированное обучение
Вместо движения кистью ребенок использует движение плечом и предплечьем. Писчий спазм. Как правило, писчий спазм начинается с аномальной скованности при писании и прогрессирует с увеличением трудности выполнения этого вида деятельности. Возникновение защитных невротических реакций, перерастающих в устойчивые черты личности «Выученная беспомощность», низкая самооценка Утрата мотивации к обучению, снижение интереса к процессу письма Мозг ребёнка будет выполнять поставленную перед ним задачу, «обкрадывая» другие структуры. Навык будет осуществляться за счет механизмов, компенсирующих недостаток развития нужных функций.
-
Общие методические рекомендации по развитию графомоторных навыков
Развитию графомоторных навыков должна предшествовать планомерная, систематическая работа по развитию мелкой моторики, декоративное рисование (рисование народных орнаментов тонкой кисточкой). Необходимо обеспечивать временной контроль. Непрерывная графическая нагрузка не должна превышать три-пять минут. Систематичность занятий 2-З раза в неделю до 10 минут, можно как часть занятия.
-
Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что ребенок правильно умеет держать карандаш: между большим, указательным и средним пальцами так, чтобы расстояние от кончиков пальцев до отточенного кончика карандаша составляло примерно 1-2 см. Правильная посадка-дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех кто леворукий). Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице ,где идет работа , приходил ось на середину груди. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного- выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке,а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
-
Определите чем на данном этапе целесообразнее работать ребенку (фломастером или карандашом) Если у ребенка снижен мышечный тонус, то для формирования навыка лучше взять фломастер. Если сила нажима на карандаш достаточна, то можно брать простой и/или цветные карандаши. Для работы лучше выбирать карандаши 2М – М – ТМ, сначала используя более мягкие, а по мере развития ребенка увеличивать нагрузку на кисть, применяя более твердые карандаши. Оптимальная длина карандаша – 12-15 см. Карандаш большей длины неудобен в работе, при использовании же карандашей меньшего размера возможна деформация кисти ребенка.
-
Определите на каком формате будет работать на данном этапе ребенок: Нелинованный лист Линованный лист в клетку (10х10; 5х5; 2х2) Большая клетка тетради Стандартная клетка тетради Ребенок учится работать в строке слева направо. Показы даются слева, если ребенок держит писчий предмет в правой руке. Если ребенок леворукий, то показы даются справа.
-
Нормализация мышечного тонуса: При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных мячей, игры с грецкими орехами, с пластилином, тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны релаксирующие упражнения. При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).
-
Ошибки и недостатки
неправильное положение пальцев: например, ребёнок держит предмет "щепотью", собрав пальцы "горсточкой", рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем пальце, а на указательном и др.; неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику; неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и кисть и др.; неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;
-
слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при письме и рисовании; неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывая под себя ногу, приподнимается со стула. функциональное несовершенство руки ребенка. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость. несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки. Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
-
Низкая способность к произвольной регуляции движений Несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив ребенку нарисовать одним движением окружность диаметром три – четыре сантиметра (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам овал вместо окружности со значительно меньшим диаметром или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.