Содержание
- 
              
            Развитие грамматического строя речи в онтогенезеРазработала учитель- логопед МАДОУ № 404 Гарифуллина А. Р. 
- 
              
            
 Гвоздев А.Н. выделяет 3 периода, каждый из которых состоит из нескольких этапов. 
- 
              
            
 Iпериод( от 1года 3мес.до 1года 10 мес.) –период предложений, состоящих из аморфных слов-корней Этапы: 1( 1год 3 мес.-1год 8 мес.)- этап однословного предложения 2(1год 8мес.-1год 10 мес.)- этап предложений из нескольких слов-корней. 
- 
              
            
 На первом этапе основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания 
- 
              
            
 Би-би 
- 
              
            
 Бо-бо 
- 
              
            
 Муу-уу 
- 
              
            
 мяу 
- 
              
            
 моко 
- 
              
            
 Бух(бах) 
- 
              
            
 мика 
- 
              
            
 На втором этапе появляется фраза. Ребенок объединяет в высказывание 2, затем 3 слова 
- 
              
            
 Мама ням Кися бобо Кися мяу Неси дём Моко пить 
- 
              
            
 Особенности речи в этот период: Грамматическая связь между словами отсутствует; Дети улавливают из речи других лишь общий смысл, выраженный в лексической основе слова: домой, дома, домом, -дом Дети употребляют одинаковую форму слова в различных предложениях: 
- 
              
            
 Существительные: Именительный падеж единственного числа (мама, папа, дём); Усеченная искаженная форма(моко вместомолоко,мика вместо мишка). Глаголы: Неопределенная форма ( пить); 2 лицо единственного числа повелительного наклонения (дай, неси). 
- 
              
            
 II период(1 год 10 мес.-3года)- усвоение грамматической структуры предложения Этапы: 1(1год 10мес.-2года 1мес)- этап формирования первых форм слова; 2(2года 1мес.-2года 6мес.)- этап использования системы флексий для выражения синтаксических связей слов; 3(2года 6 мес.-3года)- этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. 
- 
              
            
 Особенности речи на 1ом этапе.Первые грамматические формы существительного: Форма множественного числа именит.падежа с окончанием –и:кукли, киси. Киса кисикукля нет кукли 
- 
              
            
 Форма винительного падежа с окончанием –у: Киса (беру) кисукукля (беру) куклю 
- 
              
            
 Форма для обозначения места с окончанием –е: Толь( стол) толе (на столе) 
- 
              
            
 Формы глагола: Форма 3 лица единственного числа настоящего времени( без чередования в основе): пить/спить(спит) сидить(сидит) 
- 
              
            
 Отмечается согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом в изъявительном наклонении: Матик играет (мальчик играет) 
- 
              
            
 Отмечаются некоторые формы управления глаголом: Дай куклю (дай куклу) 
- 
              
            
 Структура предложения усложняется, расширяется до 3-4х слов: Масяигаеткука (Маша играет с куклой) 
- 
              
            
 Особенности развития речи на 2ом этапе. Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы 
- 
              
            
 Общая тенденция детской речи- первоначальное усвоение наиболее частотных флексий(по Гвоздеву «главенствующая»). В приведенных выше примерах это окончание –ов. Отмечается замена непродуктивных флексий продуктивными.Например, форма существительного родительного падежа множественного числа имеет несколько вариантов окончаний: Дома -домов Коты -котов Ножи – ножов(ножей) Ложки –ложков(ложекØ) Девочка –девочков(девочекØ) Мыши –мышов(мышей) 
- 
              
            
 Наблюдается стремление к унификации основы различных форм слова: Лев левы(львы) чевекчевеки(люди) 
- 
              
            
 Наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными; Во множественном числе прилагательные употребляются правильно лишь в именительном падеже; Личные местоимения уже усвоены; Среди грамматических форм существительных усиливаются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного; Появляются простые предлоги: в, на, у, с- но их употребление не всегда соответсвует языковой норме: наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний; 
- 
              
            
 Особенности форм глагола: Наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа в изъявительном наклонении; Усваивается изменение по лицам(кроме 2го лица множественного числа); Разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени; В прошедшем времени ещё смешиваются формы мужского, женского и среднего рода; 
- 
              
            
 Структура предложений усложняется до 5-8слов. Появляются сложные предложения: сначала бессоюзные, затем сложносочиненные: 1.Му даётьмоко.Масяпьётьмоко. 2.Му даётьмокоиМасяпьётьмоко. 
- 
              
            
 Особенности развития речи на 3м этапе: Ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов( из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы; Усваиваются служебные слова; Происходит развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; 
- 
              
            
 Особенности грамматических форм существительных: Продолжается дифференциация морфологической системы склонения существительных: Усвоение окончаний множественного числа: -ами,-ах; Усвоение падежных окончаний именительного падежа множественного числа: -а, -я ( рога, стулья); 
- 
              
            
 III период(от 3х до 7 лет) –период дальнейшего усвоения морфологической системы языка. 
- 
              
            
 Ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения; Усваивает глагольное управление; Усваивает многие единичные формы, исключения; До 4х лет могут встречаться: случаи неподвижного ударения( на коне); Тенденции к унификации основы( левы вместо львы; пени вместо пни); После 4х лет остаются лишь нарушения чередования в основах глагола( заплатю вместо заплачу;победю вместо одержу победу); 
- 
              
            
 Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. 
- 
              
            
 Конец! 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.