Содержание
- 
              
            Развитие и формирование грамматического строя речиПодготовила : учитель-логопед Сидорова Е.Б. 
- 
              
            Периоды формирования грамматического строя
- 
              
            
 I период предложений (от 1 до 2 лет) 1 этап - однословное предложение. Слово используется для выражения своих эмоций, пожеланий, потребностей, впечатлений. Для уточнения использует жесты и интонацию. Грамматической формы не имеют. Это существительные и лепетные слова. 2 этап. Предложения из нескольких слов. Характеризуется появлением фразы. Грамматическая связь отсутствует. Существительные употребляются либо в им.п.. либо в искаженной форме. Глаголы представлены в неопределенной форме, либо в форме 2 –го лица един.числаповел.наклонения Дети усваивают общее содержание , а не форму. 
- 
              
            
 II период усвоения грамматической структуры предложений ( от 2 до 3) 1 этап –формирование первых форм слов. Дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. Появляются различные формы слова: формы И.П. ед.и мн.числа с –Ы-И-(куклы) В.П. с -У-(куклу) Р.П. с –Ы-(нет куклы), окончание –Е- для обозначения места(толе вместо на столе)без употребления предлога. Появляются глаголы повелительного наклонения 2-го лица един.числа ( иди.дай),формы 3-го лица ед.числа настоящего времени .возвратные и невозвратные глаголы. Появляются прилагательные в форме именительного падежа мужского и женского рода.но без согласования с существительными. ПЕРВЫЕ грамматические отношения между словами, но много аграмматизмов. Увеличивается количество слов в предложении до 3 -4. 2 этап - этаписпользования системы окончаний для выражения связей слов. Из -за сложности словоизменения ребенок не может одновременно усвоить все формы. Последовательность усвоения грамматических форм обусловлена частотой использования в речи окружающих. Общая тенденция – усвоение наиболее частотных окончаний,т.е. усваивает наиболее продуктивные правила формообразования. Идет усвоение форм Р,.В.,Тв.п., усваивается изменение по лицам, разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, хотя в прошедшем времени родовые формы могут смешиваться. Словоизменение прилагательных не усвоено. Усвоены личные местоимения. Появляются простые предлоги В,НА, У,С. наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Происходит расширение и усложнение структуры предложений(5 -8 слов),появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, а затем с союзами. 3 этап- этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. Усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных форм окончаний. Употребляет предлоги и союзы. но при употреблении сложных предлогов наблюдаются аграмматизмы, продолжается усвоение правил словообразования, Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Идет усвоение многих грамматических форм. 
- 
              
            
 IIIпериод - период дальнейшего усвоения морфологической системы языка (от 3 до 7) Систематизируются грамматические формы по темам склонение и спряжение, усваиваются многие единичные формы, исключения. Значительно сокращается словотворчество. К школьному возрасту ребенок овладевает сложной системой практической грамматики. 
- 
              
            
 
- 
              
            Методы логопедической работы над словоизменением (морфология)Отрабатываются категории числа (один-много) рода (мой-моя-мое) падежа (И. (один-много)- Р. (чего не стало?) –Д.(кому что дадим? письмо кому? подарок кому?) – В.(кормим кого? «бинокль» – вижу что, кого?) – Т. (рисую чем?) – П. (говорю о ком? мечтаю о чем?) 
- 
              
            
 Этапы формирования словоизменения 
- 
              
            
 Словообразование представляет, собой с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, т.к. происходит путем соединения и комбинирования морфем. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. 
- 
              
            
 Работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов и прилагательных Этапы логопедической работы по формированию словообразования 
- 
              
            
 Этапы формирования словообразования 
- 
              
            
 Существительное + местоимение (чей? чья?) Существительное + прилагательное (игра «Магазин», «Повар») Существительное + Числительное (Один-два-пять) Глаголы прошедшего времени с местоимением (я-ты-мы) 
- 
              
            Работа над формированием фразы (предложения)*Простые нераспространенные предложения; *Распространенные предложения (наречия, определения); *Предложения с однородными членами (предложно-падежные формы); *Сложносочиненные предложения с союзами (а, но, да); *Сложноподчиненные предложения (потому, потому что, для того, чтобы, затем, чтобы). 
- 
              
            
 Виды работ и заданий, используемые с опорой и без опоры на конкретный материал Образование новых слов с помощью суффиксов Объяснение образования сложных слов Подбор и употребление имен существительных (мальчик рисует...дом), глаголов (собака ...рычит), прилагательных (цветы...полевые) Подбор предлогов (разные цветы растут...на лугу) Составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу (компот из яблок, яблочный компот), по определенной тематике (осень поздняя, золотая) противопоставленных по значению (поднял-опустил), с предлогом и без предлога с помощью вопроса(пил чай –с кем? с чем? когда?) Использование одного слова в разных падежных формах Отработка синтаксических структур (собака грызет, собака грызет кость, голодная собака грызет кость...) Исправление преднамеренно допущенной ошибки в предложении Выбор правильного предложения Определение лишнего слова в ряду 
- 
              
            
 Методическое сопровождение образовательного процесса 
- 
              
            
 Используемая литература: 1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи 2. Ишимова О.А. Развитие речемыслительных способностей детей 3. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР 4. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.