Содержание
-
-
Развитие устной и письменной речи младших школьников. Развитие речи детей является одной из ведущих задач в начальной школе. Хорошо развитая речь младших школьников оказывает влияние на обучение детей не только по русскому языку, но и всем учебным дисциплинам. В системе работы над развитием речи я использую разные группы приемов и типов упражнений: На уроках русского языка я использую упражнения, которые позволяют ребятам обогатить словарный запас:
-
Предлагаю составить предложение с новыми словарными словами. Например: адрес. Я живу на улице Королева 50. Мой адрес Центральная. Мой адрес Ерусланская 1. Улица Ерусланская. Улица Победа 148.
-
Предлагаю восстановить предложение, вписав пропущенные слова, которые необходимо было выбрать из данных слов. Например: Наступила ….. зима. Слова – помощники: теплая, снежная, большая, холодная, зимняя, сильная.
-
Предлагаю составить предложения. Например: зима, Вот, пришла, и, настоящая.
-
Предлагаю составить словосочетания, используя слова: дом, собака, мыло, лес, острые ,хороший ,зимний, друг , зубы.
-
Поставьте ударение в словах: Например: Зима, снежинка, сугроб, мороз, пушистый, щиплет, замело и т.д.
-
Замени слово наступила подходящим по смыслу словом. Наступила холодная зима. Слова – помощники: прибежала, идет, пришла.
-
На уроках литературного чтения мы читали произведения, в которых говорилось о зиме. Анализируя произведения, рассказывали, какое настроение вызывает это произведение, находили сравнения, которые были использованы в рассказах, ребята делились своими впечатлениями, пробовали сочинить свои рассказы на тему “Зима ”. На уроках литературного чтения провожу разные виды словарной работы, которые развивают речь детей. В группу упражнений входят: работа с синонимами, антонимами, фразеологизмами, работа с толковым, этимологическим, синонимическим словарями, с пословицами, с скороговорками, с добавлялками, шарадами……
-
На уроке окружающего мира мы с ребятами ходили в зимний лес на экскурсию. Я предложила детям составить предложения о деревьях, о речке, о поле.
-
На уроках русского языка, чтения и окружающего мира мы не раз обсуждали времена года. Детям была дана установка на то, что полученные знания на этих уроках и знания во время экскурсии пригодятся им при составлении предложений на тему «Зима».
-
Поэтапная работа
-
Первый этап: Я предложила детям придумать слово, которое относится к теме «Зима» и отвечает на вопрос что? Дети называли слова: снег, метет, морозит, иней, снежинка, мороз, падает….. Вместе мы выбрали три слова: зима, снег, мороз. Записали в тетрадь. На доске я написала слово: Сугроб - Дальше мы вместе подобрали слова, чтобы детям было понятно, как выполнять работу.
-
Затем я предложила ребятам к словам «зима», «снег», «мороз» написать самостоятельно два – три слова, которые отвечают на вопросы: Какая? Какой?
-
Дети написали: Зима – красивая, белая, пушистая. Зима – белая, холодная, рассыпчатая. Зима – зимняя, красивая, нежная. Зима – пушистая, холодная, ветреная. Зима – пушистая, красивая, липкая. Зима – пушистая, красивая, яркая. Дети прочитали слова, которые они написали. Вместе сделали вывод.
-
Снег – красивый, пушистый, белый. Снег – мокрый, белый, холодный. Снег – пушистый, холодный. Снег – белый, сыпучий, липкий. Снег – холодный, нежный, снежный. Снег – липкий, белоснежный, холодный. Дети прочитали слова, которые они написали. Сделали вывод.
-
Мороз – холодный, теплый, средний. Мороз – холодный, синий. Мороз – белый и светлый. Мороз – холодный, теплый, колкий. Мороз – холодный, зимний, сильный. Мороз – холодный, ветряный, ледяной. Мороз – холодный, болезненный, ветреный. Мороз – сильный, колючий. Мороз – холодный, легкий. Мороз – холодный, праздничный, сильный. Мороз – холодный, ветряный, крепкий. Дети прочитали слова, которые они подобрали. Вместе мы провели анализ и подвели итог.
-
Второй этап: Предлагаю детям ответить на вопросы: Что делает зима? Что делает снег? Что делает мороз?
-
Ответы детей: Зима – пришла, ударила, прошла, наступила, метет, переходит, уходит, растаяла….. Снег – выпал, упал, красивый, сугробы, сыплет, снежки, свалился, клубок, падал, идет, тает, ложится, лежал на шапке, лепился, не лепился…. Мороз – иней, узоры, наступил, уходит, метет, ударил, щипал, сильный, рисует, морозит, холоднит….. Вместе с детьми подводим итог. Делаем вывод.
-
Третий этап: Составляют предложения и записывают. Зима была хорошая. Зима была холодная. Зима была снежная. Зима скоро уходит. Зимой можно играть в снежки. Зима была очень красивая. Зима была теплая.
-
Снег всегда холодный. Снег ослепительный снежный. Снег сыпался с крыши. Снег лежал на шапке. Сегодня сыпался пушистый снег. Снег ослепительный чистый. Сегодня выпал снег. Снег ослепительно красивый.
-
Мороз всегда холодный. Сегодня был сильный мороз. Мороз болезненный. Мороз был холодный. Мороз такой холодный. Мороз слишком сильный. Мороз белый и светлый. Мороз очень колкий. Мороз зима. Мороз холодный. Мороз сильный. Вместе с детьми подводим итог.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.