Содержание
-
Консультация для педагогов «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 223 «Лебедушка» Учитель – логопед Муллаханова Наталья Владимировна
-
Основная функция связной речи – коммуникативная.
Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. При работе над диалогической речью используются такие методы как: беседа; чтение литературных произведений; словесные поручения; речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов (на трансформацию содержания беседы в диалог; на составления диалога по речевой ситуации), разнообразные игры- сюжетно-ролевые игры ; словесные дидактические и подвижные игры, игры-инсценировки и игры-драматизации.
-
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Методика развития монологической речи заключается в: обогащении словарного запаса (активного, пассивного); формировании грамматических категорий; обучении пересказу; ведется работа над составлением описательных и повествовательных рассказов по готовому образцу; по восприятию; рассказы по памяти; творческие рассказы (по воображению); сравнительно-описательные рассказы (обучение рассказу по картине, по серии картин); разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
-
Принципы работы по формированию связной речи:
систематичность и последовательность в обучении; учет возрастных и индивидуально- психологических особенностей детей; направленность обучения на развитие активности и самостоятельности детей.
-
Методы формированием связной речи у дошкольников:
Наглядные (наблюдения,экскурсии, рассматривание предметов). Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, беседа, пересказ, рассказ). Практические методы ( дидактические игры, игры-драмматизации, инсценировки).
-
Виды работ по развитию связной речи
-
Описание - особый вид связной монологической речи
С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыковсамостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; Развернутое описание предмета ( с включением различных признаков-микротем ); закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
-
Пересказ
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. На начальном этапе работы используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность языкового (лексического и грамматического) материала текста для детей дошкольного возраста.
-
В общую структуру образовательной деятельности по обучению пересказу входит:
организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений; чтение произведения; разбор текста.
-
Во II младшей группе педагог учит следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. В средней группе на ОД по пересказу дети учатся воспроизводить литературный материал достаточно полно, без пропусков и искажений, передавать события последовательно, в их логической связи, употреблять в своей речи содержащиеся в произведении слова, обороты речи и синтаксические конструкции. Приемы, применяемые педагогом для руководства процесса пересказа: совместный пересказ, подсказ (слова, части фразы), напоминание, вопросы, указания.
-
Старшая группа
Дети учатся связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя, передавать диалогическую речь, меняя интонацию в соответствии с переживаниями действующих лиц, излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Приемы, применяемые педагогом для руководства процесса пересказа: в случае затруднения используется подсказка, разбор пересказа, где педагог оценивает полноту, отмечает проявленную самостоятельность.
-
Подготовительная к школе группа
Дети совершенствуют и закрепляют полученные речевые умения и навыки. Продолжают излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажений, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок( зачин, повторы) .Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов педагога. Приемы, применяемые педагогом для руководства процесса пересказа: выразительное двух -, трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения заданий, оценка.
-
Обучение рассказыванию по картинам
Во II младшей группе осуществляется лишь подготовительный этапобучения рассказывания по картине. Педагог учит детей с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Последовательность задаваемых вопросов обеспечивает целостность восприятия картины. Завершается ОД обобщающим рассказом педагога. В средней группе расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это подготавливает детей к составлению небольших связных рассказов, формируются навыки самостоятельного описания картины. В старшей группе появляются возможности для самостоятельного составления рассказа по картинам. В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в своих рассказах.
-
Виды образовательной деятельности с картинным материалом
Составление рассказов посюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета ("Семья", "Игры надетской площадке", "Зимние развлечения" и др. ). Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику Сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. обучение рассказыванию по отдельнойсюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий ( по опорным вопросам ). Описание пейзажной картины.
-
Этапы образовательной деятельности по обучению рассказыванию по картинам
предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.); разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов. проведение игровых упражнений типа: "Кто больше увидит?","Кто лучше запомнил?",“Ктосамый внимательный?" ; прием обыгрывания детьми действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением и др.
-
Приемы обучения рассказыванию
Направляющие вопросы План рассказа Составление рассказа по фрагментам картины Коллективный рассказ Речевой образец по картине или ее части
-
Рассказывание с элементами творчества
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания ( ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
-
Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения : зачин; отображение сюжетного действия в его развитии; концовка; точное определение времени и места событий и др.
-
Виды занятий по формированию у детей навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества:
составление рассказапо аналогии; придумывание продолжения(окончания)незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинениена заданную тему по нескольким опорным словами предметным картинками др.
-
-
Около дома был сад. В саду росла высокая сосна. Под сосной стояла скамейка. На скамейке сидела Соня. Соня увидела собаку. Собаку Соня накормила колбасой. Колбаса была очень вкусная.
-
-
Картины с проблемным сюжетом
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.