Содержание
-
Речевые ошибки
УРОК-практикум Русский язык,10 класс
-
Цели урока:
1.Повторить классификацию речевых ошибок.
2.Научиться определять тип речевой ошибки.
3. Отработать способы коррекции дефектных предложений.
4. Научиться оценивать качество речи
-
Знаете ли вы типы ошибок? Задача № 1: актуализировать знания по классификации ошибок.
-
Помните ли вы речевые ошибки? Задача № 2: конкретизировать классификацию речевых ошибок
-
-
Задача № 3: отработать навык определения типа речевой ошибки и коррекции предложений
Тренинг устный: определите ошибки и исправьтедефектные предложения
Он сунул ноги в удила и поскакал рысью.
Курагин шлялся по барам.
Мелочную рыбу отдали кошке.
Рейд выявил целую плеяду жуликов.
Тренингписьменный
-
Домашнее задание.Ресурсы.
Прочитать материал, составленный на основании классификации, предложенной Т.Л.Служевской в практикуме по культуре речи «Уроки словесности».
Найти в Интернете материал по теме урока: примеры предложений с речевыми ошибками для проведения практической работы в классе (на слайдах в программе Power Point)
-
Спасибо за работу!
-
Причины употребления слова в несвойственном ему значении:
- Незнание значения слова.
- Незнание «возраста» слова – отнесение его к чуждой исторической эпохе.
- Смешение паронимов.
- Непонимание различий в значении синонимов.
- Незнание фразеологического оборота с данным словом.
-
Причины нарушения лексической сочетаемости:
- пишущий не знает, что объединенные им в словосочетании слова:
- противоречат друг другу;
- несовместимы, так как одно из них употребляется только в приложении к чему-либо отрицательному, плохому, а другое обозначает, напротив, нечто положительное, хорошее;
- разнородны стилистически;
- несовместимы по традиции.
-
Причины тавтологии и неуместного повторения слов :
Бедность речи, неумение использовать синонимы.
Неразвитость «речевого слуха»
(пишущий и мог бы заменить назойливо повторяющееся слово синонимами или подобрать слова так, чтобы однокоренные не встречались рядом, но не замечает, что это нужно сделать: ему самому его фраза ухо не режет)
-
Синтаксическая бедность
Использование однотипных синтаксических конструкций - речевая ошибка, которая называется «синтаксическая бедность».
Чтобы избежать её, нужно уметь использовать различные синтаксические конструкции для выражения одной и той же мысли, уметь легко переходить от одной конструкции к другой.
-
Нарушение порядка слов
В русском языке порядок слов в предложении является свободным: однако традиция взаиморасположения отдельных его компонентов все же существует.
В большинстве предложений можно выделить ТЕМУ (то, о чем говорится) и РЕМУ (то, что говорится об этом). Тема может быть выражена как подлежащим («Я Вас любил…), так и другими членами предложения, например, дополнением («Мне грустно и легко…) – в обоих случаях поэт говорит о себе, следовательно, это и есть тема.
В обычной речи ТЕМА ИДЁТ ВПЕРЕДИ РЕМЫ.
-
Устный тренинг:
- Полчища тружеников приняли участие в праздничном шествии.
- В деревне возвели новый коровник и воздвигли баню.
- Сильная дружба соединяла Обломова и Штольца.
-
Устный тренинг:
- Сегодня выдался очень прекрасный день.
- Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей.
- На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности.
- У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля.
- Прейскурант цен вывешен на доске.
-
Устный тренинг: устраните двусмысленность
Эту селедку продала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала.
Отец умер, когда ему было девять лет.
-
Письменный тренинг: устраните речевые ошибки
- С голубыми глазами девочка отправилась в лес.
- Я встретил в шляпе ковбоя.
- Надо продумывать свой каждый шаг.
- Ваш этот роман станет бестселлером.
- Засушу кленовый красный лист.
- Образ героя не нуждается в возвеличении, а в раскрытии.
- Вечером мы сидим у костра, а вожатая рассказывала нам разные истории.
- Когда медвежата подросли, их сажали на цепь.
-
Письменный тренинг: «Скажи иначе»
Постройте максимальное количество синтаксических вариантов одного и того же высказывания:
«Самые необыкновенные чувства, становясь привычными, перестают удивлять»(Ф.Мориак).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.