Содержание
-
Роль фразеологизмов в нашей речи
Авторы: группа учащихся 5 класса Руководитель: Белоусова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Зеленоборск
-
«Фразеологизмы –это перлы, самородки и самоцветы родного языка…»А.И.Ефимов
-
Зачем нужны фразеологические обороты в нашей речи? Проблема:
-
Как это понять???
-
Актуальность:
В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов стали сдавать ГИА и ЕГЭ. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.
-
проведя определённые исследования в области языкознания, изучить природу фразеологизмов и научиться употреблять фразеологизмы в своей речи. Цель работы:
-
произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах; выяснить источники происхождения фразеологизмов; познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; составить свой иллюстрированный альбом «Фразеологизмы в рисунках». Задачи работы:
-
I. Теоретическое изучение темы:
лексическое значение и этимология фразеологизмов; -история появления фразеологизмов в языке; _ группы фразеологизмов по происхождению; _работа с фразеологическими словарями. Этапы работы
-
II. Практическая часть:
Опрос учащихся и учителей нашей школы на тему: «Фразеологизмы и их использование в речи» и составление циклограмм. Проведение внеклассного мероприятия-лингвистической игры «Фразеологизмы». Составление и оформление альбома «Фразеологизмы в рисунках».
-
Мы узнали, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. На краю света (земли) – далеко; намылить шею – проучить, наказать; зарубить на носу – запомнить.
-
Что такое фразеологизм?
Фразеологизм (от греческого фразис – выражение, оборот речи + логос – учение) – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение. Фразеологизмупотребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Фразеологизмысуществуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идиоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
-
Источники фразеологизмов
1) исконно русские(топорная работа, зелёная улица); 2) старославянские(ищите и обрящете); 3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту); 4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)
-
Фразеологизмы, пришедшие из мифов.
Ариаднина нить- то, что помогает найти выход из затруднительного положения. Ахиллесова пята – уязвимое место. Дамоклов меч– нависшая, угрожающая опасность. Двуликий Янус - двуличный человек.
-
Фразеологизмы, пришедшие из Библии:
Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа. Допотопные времена – доисторические времена. Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности. Манна небесная – неожиданная удача.
-
Из народных сказок пришли фразеологизмы:
и я там был, мёд-пиво пил, избушка на курьих ножках Кащей бессмертный, Лиса Патрикеевна, ни в сказке сказать, ни пером описать поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что;скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. при царе Горохе , сказано – сделано, сказка – ложь, да в ней намёк сказка про белого бычка, три дня и три ночи. это всё присказка, сказка будет впереди.
-
Фразеологизмы из басен Крылова
«А Васька слушает ,да ест» - человек, равнодушно относящийся к упрекам, замечаниям, критике, высказанной в его адрес и продолжающий заниматься своим делом. (Басня «Кот и повар»). «А ларчик просто открывался» - проблема, которая казалась сложной, нерешаемой, оказывается, решается легко. (Басня «Ларчик»). «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» - что можно делать высоким по званию, то нельзя делать низким по званию. (Басня «Воронёнок»). «Рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. (Басня «Лисица и Сурок»).
-
Из устной речи людей различных профессий
Многие фразеологизмы были созданыв устной речилюдей различных профессий:- В речи столяров(топорная работа, без сучка, без задоринки)- В речи железнодорожников(ставить в тупик, зелёная улица)- В речи музыкантов(задавать тон, играть первую скрипку).
-
Заимствованные фразеологизмы
Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков:Из старославянского языкаСоль земли (наиболее выдающиеся представители народа, цвет общества), Не от мира сего (не приспособленный к жизни, далёкий от её забот),На сон грядущий (перед сном),Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь). - немецкогосмотреть сквозь пальцы (сознательно незамечать что-либо) откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)- французскогоне в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте),с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху)
-
Фразеологизмы в других языках
Английские фразеологизмы: «To kill two birds with one stone» - убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев) «Hungryas a hunter» - голодный как охотник (голодный как волк) « Rolling in money» - кататься в деньгах (денег куры не клюют)
-
Фразеологические словари
-
Любимый фразеологизм
У учителей – ни свет ни заря. У учеников – как с гуся вода. У родителей – зарубить на носу.
-
Что такое фразеологизм?
-
Приведите примеры фразеологизмов
-
Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?
-
Какую роль имеют фразеологизмы в нашей речи?
Ответы учителей: Украшают нашу речь, делают ее более выразительной Заставляют думать, размышлять о значении сказанного Эмоционально обогащают нашу речь Ответы учеников: Украшают нашу речь Помогают точно выразить свою мысль
-
Результаты исследования показали:
Понятие «фразеологизмы» знакомо малому количеству учеников . Примерно две третьих учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм. Всего лишь десятая часть опрошенных учеников используют фразеологизмы в своей речи. Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи. Педагоги школы знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят множество примеров и считают что фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.
-
Мы изучаем и рисуем фразеологизмы
-
Отгадай фразеологизм!
-
Вывод:
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой
-
Литература
Использованная литература Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц.— М.: Астрель: АСТ, 2008. В. П. Жукова, А. В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. : М. «Просвещение» – 1983г. Русский язык: Теория. 5-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2004 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.