Содержание
-
Рука развивает мозг
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский
-
Мелкая моторика
Тренируем пальцы – развиваем речь
-
Человечек Пенфилда
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
-
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
-
0-1 месяц: Кисть руки сжата. Хватательный рефлекс. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его. 3 - 4 месяца: Хватательный рефлекс начинает угасать, так что ребенок может выпустить предмет, если взрослый забирает его. Хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем, но не делает этого большим и указательным пальцами. Вытягивает кисть руки, чтобы взять предмет. Иногда, когда ребенок хватает что-нибудь, он держит этот предмет боком (вкось). Развитие кисти руки
-
5-6 месяцев: Держит достаточно большой предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предметы всей ладонью руки и всеми пальцами, обхватывающими предмет. Может переложить игрушку из одной руки в другую. Бьет ложками и т.п. по столу - вверх и вниз. 8-9 месяцев: Играет в игры типа "дай-возьми". Может держать по кубику в каждой руке и ударять ими друг о друга. Получает удовольствие от бросания предметов на пол. Берет предметы (например, кубик) пальцами. Крутит и поворачивает предметы, которые он рассматривает.
-
1 год: Держит маленькие предметы большим и указательным пальцами (хватка "щипцами"). Получает удовольствие от игры с различными окружающими его предметами. Хватает сверху, тыльной стороной ладони наружу (хватка сверху). Двигает руками, поворачивая их внутрь. 1 год и 6 месяцев: Нарочно роняет предметы. Пытается бросить мяч. Строит "башню" из трех кубиков. Держит ложку, ухватив ее поперек ручки. Двигает руками, поворачивая их внутрь. В состоянии самостоятельно есть, но много проливает. Держит мел и ложку поперек. Строит "башню" из шести кубиков. Бросает мяч в определенном направлении.
-
2 года и 6 месяцев: При рисовании держит карандаш правой рукой поперек него, но часто с выпрямленным указательным пальцем. Адекватным образом выпрямляет пальцы, когда берет предмет. Удерживает большой мяч обеими руками, прижимая его к груди. 3 года: Наливает воду в кружку. Строит "башню" из восьми кубиков. Держит карандаш высоко "перекрестной" хваткой. 3 года и 6 месяцев: Рисует всей рукой и крепко удерживает мелок. Ловит мяч обеими руками.
-
4 года: Начинает совершать движения кистью и пальцами. Держит карандаш или ловит пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует. Ловит большой мяч. Ловит маленький мяч, делая руками "чашку". Часто знает, какая рука доминирует. Способен резать по линии. Наливает воду в кружку одной рукой. 5 лет: Держит карандаш у самого основания с помощью хвата большим пальцем. Ударяет мячом о пол и ловит его обеими руками. Рисует кистью, не нажимая сильно на бумагу. Вытягивает руки, чтобы поймать маленький мяч. Вырезает зигзаги, окружности и волны. Бросает большой мяч и ловит его. Режет хлеб и намазывает масло. Касается большим пальцем кончиков остальных пальцев. Скрещивает большой палец поперек ладони. Бьет большим мячом в стенку и ловит его. Вырезает фигуры. Подбрасывает большой мяч в воздух и ловит его. Обладает развитой хваткой пальцами (большим и указательным). Есть доминирующая рука
-
7 лет: Обладает взрослой внешней хваткой, когда держит ложку, пишет и рисует. Самостоятельно нарезает продукты. Ест ножом и вилкой (руки помогают друг другу). Ловит маленький мяч. Может при письме свободно удерживать ручку. Вырезает фигуры в виде букв S, Z и спиралей.
-
Возрастные категории являются приблизительными вехами того, где находится ребенок в своем развитии.
-
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Обнаружив у ребёнка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
-
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. .
-
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков, монтессори-игры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.