Содержание
-
Семинар для учителей – логопедов «Оформление заключений учителя – логопеда ДОУ»
Учитель – логопед Пономарева Елена Валерьевна 2019 год
-
Заключение учителя - логопеда
Ф.И.О. ребёнка Дата рождения: Место жительства: Сведения о родителях: Образовательное учреждение: Краткий анамнез раннего речевого развития со слов матери: Речевая среда и социальные условия: Характерные особенности деятельности: Связная речь: Активный словарь: Грамматический строй речи: Понимание речи: Общее звучание речи: Моторика (общая, мелкая, мимическая, артикуляционная): Артикуляционный аппарат: Звукопроизношение: Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез: Слоговая структура: Чтение: Письмо: Заключение учителя – логопеда: Рекомендации: Дата обследования: Подпись специалиста______/_______/
-
Краткий анамнез раннего речевого развития(со слов матери)
Речь развивалась в соответствии с возрастом/ с задержкой/ первые слова (фразы) появились…/ о раннем речевом развитии данных нет
-
Речевая среда и социальные условия
Социальные условия благоприятные/ не благоприятные/удовлетворительные. Наблюдаются/ не наблюдаются недостатки речи у членов семьи/ Билингвизм
-
Характерные особенности деятельности
Коммуникативное поведение (легко ли вступает в контакт/ может ли инициировать общение/ умеет ли поддержать разговор/ говорит много или молчалив/ отвечает развернутой фразой или одним словом/ использует ли интонационные средства выразительности/ речевой негативизм/ неустойчивое общение/ в ситуации неуспеха может заплакать) Работоспособность (высокая/ с интересом берется за выполнение заданий, но не достаточно усидчив/ быстро истощается, отвлекается) Адекватность (адекватно реагирует на предлагаемые задания/ спокоен/ тревожен/ боязлив/ стеснителен/ полевое поведение)
-
Связная речь
Соответствует возрастной норме/ составляет развернутые предложения, рассказы/ при ответах пользуется развернутой фразой/ простыми предложениями/ отдельными словами. При составлении рассказа по наглядной ситуации наблюдается стереотипность оформления/ поиск слов/ словесные и смысловые неточности/ перечисление действий, объектов. При пересказе сохранена/ нарушена последовательность передачи сюжета/ выпуск смысловых звеньев/ пересказ полный, близко к тексту.
-
Активный словарь
Объем соответствует возрастной норме/ ниже возрастной нормы/ ограничен лепетными словами/ ограничен бытовой лексикой/ преимущественно использует глагольную лексику или существительные/ незначительный объем прилагательных, наречий/ резко ограничен/ беден/ присутствуют словесные, смысловые неточности/ смешение понятий/ трудности актуализации редко употребляемых слов
-
Грамматический строй речи
Сформирован/ недостаточно сформирован/ не сформирован/ редкие единичные аграмматизмы/ аграмматизмы проявляются в словообразовании и словоизменении/ выраженные аграмматизмы в свободной речи/ неустойчивые ошибки/ нарушение порядка слов в предложении/ пропуски, замены, смешение предлогов
-
Понимание обращенной речи
Понимает в полном объеме, необходимо повторение инструкции, направляющая помощь/полное непонимание
-
Общее звучание речи
Голос (норма, тихий, громкий, затухающий, слабый, сиплый, хриплый, назализованный) Просодика (норма, монотонность, малая модуляция, речь (не) паузирована) Темпо – ритмическая сторона (без особенностей, темп замедлен, ускорен, скандированная; запинки: сильные, слабые, тонические, клонические, в начале (конце) слова) Разборчивость (норма, смазанная, нарушенная невнятная, малопонятная)
-
Моторика
Общая (координация в норме/ моторно неловок/ объем движений полный/ неполный/ сопутствующие движения/ в пробах темпо-ритмического характера наблюдается вялость движений/ паретичность/ имеет трудности в выполнении движений по словесной инструкции/ в воспроизведении серии движений: нарушается последовательность/ опускается составная часть серии, отсутствует самоконтроль; наблюдается моторная неловкость при ходьбе, беге, танце/ повышенная двигательная истощаемость) (Бабина, волосовец) Мелкая (имеется отставание в развитии мелкой моторики рук/затруднена координация движений/движения неточные/ объем движений неполный, медленный темп с появлением сопутствующих движений/ведущая рука/захват 2,3,4 пальцами/кулаком)
-
Мимическая (Л.А.Квинт в модификации Г.Гельнитца) отмечается качество и объем движений мышц лба, глаз, щек (живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики – амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика) Артикуляционная (Бабина Г.В.) отмечается плавность, быстрота, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек (смазанность, нечеткость артикуляции, неполный объем движений, медленный переход от одного движения к другому, быстрая утомляемость)
-
Артикуляционный аппарат
губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные; зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние; прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий; челюсти — прогения, прогнатия нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое; язык — массивный, маленький, укороченная подъязычная связка.
-
Звукопроизношение
Мономорфное/ полиморфное 2 и более групп звуков/ Сигматизм свистящих, шипящих/ ламбдацизм/ ротацизм/ каппацизм/ йотацизм/ гаммацизм/ хитизм/ пара-… Отсутствие звука Искажения звука Замены звука (устойчивые или неустойчивые)
-
Фонематическое восприятие
Отраженное воспроизведение оппозиционных слогов и слов (сформировано/слабо дифференцирует оппозиционные фонемы, слова) Звуковой анализ и синтез (сформирован/ недостаточно сформирован/ не сформирован/ выделяет 1й, последний звук в слове/ звук из ряда звуков/ слогов/ слов определяет количество звуков в слове/определяет количество слогов)
-
Слоговая структура
Слова каких структур освоил Если не освоил, указывается тип слоговой структуры (многосложные, со стечением, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит. Пропускает/ уподобляет/ переставляет/ добавляет звуки, слоги/ упрощает стечения/ преобразует стечения в дополнительный слог/ переставляет согласные/ очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводи конур слова/ при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой или без опоры на образец.
-
Чтение
Сформировано/ в стадии формирования/ недостаточно сформировано/ не сформировано/ побуквенное/ отрывистое/ слоговое/ плавное/ с переходом на целые слова/ целыми словами/ ошибки в ударении/ пропуски, добавления, перестановки, искажение окончаний/ недочитывание слов/ смысловая догадка/ Понимание текста: полное/ недостаточное понимание прочитанного/ полное непонимание/ искажение, добавление фактов
-
Письмо
Сформировано/не достаточно сформировано/ в стадии формирования/ не сформировано/ единичные ошибки/ множественные ошибки различного характера/ замены, пропуски, добавления букв/ пропуски предлогов/слитное написание предлогов, слов/ замедленный темп письма/ не удерживает полную структуру предложения
-
Заключение
Ранний возраст (до 3 лет): • Задержка речевого развития. Дети с сохранным интеллектом дошкольного возраста: В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе: 1. Психолого-педагогической классификации: • фонетическое нарушение, • фонетико-фонематическое недоразвитие, • общее недоразвитие речи I, II, III, уровня, • нерезко выраженное общее недоразвитие речи, • лексико-грамматическое недоразвитие речи.
-
2. Клинико-педагогической классификации: • дислалия, • дизартрия или стертая дизартрия, • ринолалия, • расстройства голоса, • моторная или сенсорная алалия, • детская афазия, • заикание (указать степень выраженности), • тахилалия, • брадилалия, • полтерн (спотыкание).
-
Логопедические заключения при обследовании дошкольников с нормальным интеллектом
Фонетическое нарушение (ФН) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). Дислалия/ Дизартрия или МДР. Ринолалия Рекомендации: коррекция ЗВПР, развитие звуко – слоговой структуры слова, просодики. ФФН. Дислалия/ Дизартрия или МДР. Ринолалия Рекомендации: коррекция ЗВПР, формирование фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте/развитие и коррекция фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
-
ОНР I, II, III уровня. Моторная алалия/сенсорная алалия/сенсомоторная алалия/дизартрия или минимальные дизартрические расстройства/ по типу ЗРР/ при ЗПР/ невыясненного патогенеза. Рекомендации: 1-й уровень: формирование умений вслушиваться в речь, пронимать ее содержание, развитие подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов, развитие ум ения пользоваться речевыми средствами в общении// 2-й уровень: развитие понимания речи, связанное с различением форм слова, уточнение и расширение словаря, формирование простых грамматических категорий, коррекция звукопроизношения, обучение составлению рассказа, работа над структурой предложения// 3-й уровень: совершенствование связной речи, обогащение и уточнение словаря, усвоение грамматических средств языка, формирование правильного произношения, воспитание артикуляторных навыков, фонетико – фонематической стороны речи, слоговой структуры, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты// Развитие и коррекция всех компонентов речи.
-
ОНР IV уровня (НОНР). Моторная алалия/сенсорная алалия/сенсомоторная алалия/ дизартрия или МДР/ по типу задержки речевого развития/ при ЗПР/ невыясненного патогенеза. Рекомендации: развитие лексико – грамматических и фонетико – фонематических компонентов языковой системы. ЛГНР (недоразвитие грамматического строя речи). Выход из моторной (сенсорной) алалии/ по типу задержки речевого развития/ обусловленное ЗПР/ невыясненного патогенеза. Рекомендации: развитие и коррекция лексико – грамматического строя речи.
-
Литература
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской и др. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» Буковцова Н.И., Горчакова А.М., Демина Т.В., Михайлова Е.А., Нестерова Т.В., Федосова О.Ю., Чаладзе Е.А «Обоснование логопедических заключений при различных нарушениях речи. Методические рекомендации»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.