Содержание
-
Проявление дисграфииу младших школьников
-
Дисграфия
- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленныхтипичных ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил
-
Виды дисграфииАкустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида дисграфии является нарушение дифференциации (распознавания) близких звуков речи, т.е. недоразвитие фонематического восприятия. На письме проявляется в заменах букв, обозначающих звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, гласные (б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).
-
Пример акустической дисграфии 1. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) звонкие-глухие (ТЫМ – ДЫМ) 2. Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит", "всо" и т.д.
-
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.
-
Пример артикуляторно- акустической дисграфии Если ребёнок говорит САРФ вместо ШАРФ или ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то чаще всего именно так он и пишет эти слова.
-
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки: - пропуски согласных; - слитное написание слов; - пропуски гласных; - раздельное написание слов; - перестановки букв; - слитное написание предлогов с другими словами; - добавления букв; - раздельное написание приставки и корня - пропуски, добавления, перестановки слогов;
-
Пример дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза Белка сидит НАВЕТКЕ. Миша вышел на УЛИЦУ. плюшевого - плюшегово, ковром - корвом, на лугах – на галух санки - снки, кричат – кичат весна - весена, школа – шекола, ноябрь - ноябарь, дружно - дружено, Александр – Александар
-
Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. Характерные ошибки: - изменение падежных окончаний; - неправильное употреблении предлогов, рода, числа; - пропуск членов предложения; - нарушение последовательности слов в предложении; - нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями
-
Пример аграмматической дисграфии козлята – козлёнки много деревов над столом – на столом около него –около ним дети бежит
-
Оптическая дисграфия
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Характерные ошибки: - замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М); - замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т) - недописывание элементов буквы - «зеркальное» изображение букв
-
Пример оптической дисграфии
не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у» добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д. неправильное расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв
-
Смешанная форма дисграфии
- несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма. Это значительно усложняет общую картину письма
-
Статистика
Согласно общей статистике, дисграфия имеется более чем у 50% младших школьников, причем у многих из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах (более чем у 30% обучающихся среднего звена). Встречается дисграфия и у выпускников 11 классов. Если сравнивать статистику современного времени и 1950-х годов, то в прошлом веке дисграфия была только у 6% учащихся. Так, по данным ведущего логопеда г. Санкт-Петербург Л. Г. Парамоновой дисграфия была выявлена у 53% обучающихся первых классов, у 37% обучающихся вторых классов у 39% обучающихся седьмых классов. Откуда же берутся такие большие цифры? Только представьте, половина или третья часть учащихся класса не способны овладеть грамотным письмом. Распространённость проблемы объясняется тем, что около половины выпускников дошкольных образовательных учреждений поступает в школу с теми или иными нарушениями речи и нарушениями высших психических функций. Именно это основные причины, которые делает процесс полноценного овладения грамотой весьма затруднительным, а порой и вовсе невозможным.
-
Кто в группе риска?
Возможность развития данных патологий существенно выше у тех детей, которые: не четко произносят звуки, вяло артикулируют; имеют общее недоразвитие речи и не посещали при этом логопедические занятия; пишут левой рукой или же пишут правой после того, как их переучили; растут в семьях, в которых разговаривают на разных языках; слишком рано начинают учиться писать и читать (слишком раннее обучение навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности к этому ребенка); пошли в школу раньше времени (когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению) и сразу же приступили к изучению иностранного языка; имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.
-
Пути коррекции
правильное произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи развитие высших психических функций развитие зрительного и слухового внимания развитие фонематического слуха развитие звукового анализа и синтеза слов развитие грамматического строя речи развитие мелкой моторики
-
Предупреждение дисграфии
должно осуществляться с дошкольного возраста
-
Примеры упражнений для профилактики и коррекции дисграфии
-
-
Литература
-
Осложнения дисграфии
Все формы дисграфии поддаются коррекции, но если у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Ряд детей младшего школьного возраста с дисграфией имеют пограничное состояние по умственному развитию. Такие дети плохо усваивают школьную программу, отстают от сверстников, часто нуждаются в дополнительных занятиях. Если ребёнок после второго класса школы не освоил письмо, необходима консультация психиатра
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.