Презентация на тему "Сергей Иванович Ожегов"

Презентация: Сергей Иванович Ожегов
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, посвященная словарям и основам работы с ними. Кроме этого, учащихся ждут различные тематические "станции" по морфологии, лексике, фразеологизмам. Занятие проходит в игровой форме.

Краткое содержание

  • Основы работы со словарями
  • Игровая форма подачи
  • Практические задания

Содержание

  • Презентация: Сергей Иванович Ожегов
    Слайд 1

    Сергей Иванович Ожегов

  • Слайд 2

    Станция «Теоретическая»

    • Как называется наука, изучающая словари?
    • Назовите авторов известных вам толковых словарей.
    • Назовите известные вам лингвистические словари.
    • В каком году вышел «Толковый словарь» С.И.Ожегова?
    • Сколько слов включал этот словарь?
    • Сколько слов сегодня в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой?
    • Какая премия была присуждена «Толковому словарю» С.И.Ожегова в 1990 году?
    • Что обозначают условные обозначения, принятые в словаре: «л.», «м.», «р.»?
  • Слайд 3
    • Как называется наука, изучающая словари? – Лексикография.
    • Назовите авторов известных вам толковых словарей. – Даль, Грот, Ушаков, Лапатухин.
    • Назовите известные вам лингвистические словари. – Этимологический, толковый, синонимов, антонимов, орфографический, этимологический, орфоэпический, словообразования, иностранных слов, сочетаемости и т.д.)
    • В каком году вышел толковый словарь им. С.И.Ожегова? – 1949 год.
    • Сколько слов включал этот словарь? – 57 тысяч.
    • Сколько слов сегодня в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой? – 80 тысяч.
    • Какая премия была присуждена Толовому словарю С.И.Ожегова в 1990 году? – В 1990 года Академия наук СССР присудила словарю премию им. А.с.Пушкина.
    • Что обозначают условные обозначения, принятые в словаре «л.», «м.», «р.»? – л. – лицо, м. – мужской род, п. – падеж.
  • Слайд 4

    Станция «Лексическая»

    Угадай слово:

    Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.

    Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы несчастные люди, иногда они выходят из нее сухими.

    Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

    Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

  • Слайд 5

    Угадай слово:

    Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников. (каша)

    Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы несчастные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)

    Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

    Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги; кто их не ценит. (Ветер)

  • Слайд 6

    Станция «Фразеологическая»

    • Назовите фразеологизмы со словом «нос».
    • Назовите фразеологизмы со словом «зуб».
  • Слайд 7

    Назовите фразеологизмы со словом «нос». – Под носом – рядом, совсем близко; из-под носа – незаметно, неожиданно, на носу – очень скоро; с носом оставить – обмануть, провести; не по носу – не по вкусу, не по нраву; нос натянуть – одурачить, обмануть; нос показать – сделать жест несогласия, приставить к носу большой палец; нос не дорос – молод; носом землю рыть – очень стараться.

    Назовите фразеологизмы со словом «зуб». – Зуб на зуб не попадает, держать язык за зубами, положить зубы на полку, иметь зуб против кого-либо, в зубах навязло, вооружены до зубов, это тебе не по зубам.

  • Слайд 8

    Станция «Морфологическая».

    К каким частям речи относятся слова: пятеро, пять, пятый, пятак, пятиэтажный, в-пятых, пятерня, впятером?

  • Слайд 9

    Пятеро - числительное, пять - числительное, пятый - числительное, пятак - существительное, пятиэтажный - прилагательное, в-пятых - наречие, пятерня - существительное, впятером – наречие.

  • Слайд 10

    Станция «Орфоэпическая»

    Расставьте ударение в словах: шарфов, простыней, досок, тортов, сирот, профессоров, мельком, иконопись, намерение, сколькими, обеспечение, феномен, созвонимся, договор, баловать, каталог, квартал, оптовый.

  • Слайд 11

    Шарфов, простыней, досок, тортов, сирот, профессоров, мельком, иконопись, намерение, сколькими, обеспечение, феномен, созвонимся, договор, баловать, каталог, квартал, оптовый.

  • Слайд 12

    Станция «Игровая»

    Логогрифы – слова, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении к ним букв.

    Угадай логогрифы:

    Я глубока и полноводна,

    И вся страна гордится мной,

    А впереди союз прибавь –

    И стану птицей я лесной.

    2. Известное я блюдо,

    Когда ж добавишь «м»,

    Летать, жужжать я буду,

    Надоедая всем.

    На дне реки, в прохладной тьме

    Скрываюсь я века.

    Но вот ты «не» добавил мне –

    И я уже река.

  • Слайд 13

    Логогрифы – слова, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении к ним букв.

    Угадай логогрифы:

    Я глубока и полноводна,

    И вся страна гордится мной,

    А впереди союз прибавь –

    И стану птицей я лесной. (Волга - иволга)

    2. Известное я блюдо,

    Когда ж добавишь «м»,

    Летать, жужжать я буду,

    Надоедая всем. (Уха-муха)

    На дне реки, в прохладной тьме

    Скрываюсь я века.

    Но вот ты «н» добавил мне –

    И я уже река. (Ил - Нил)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке