Презентация на тему "Синтаксические нормы"

Презентация: Синтаксические нормы
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
33 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, созданная как электронное пособие для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. В данной работе достаточно подробно освещается вопрос синтаксических норм русского языка, указаны основные ошибки, допускаемые школьниками.

Краткое содержание

  • Изучаем синтаксические нормы русского языка
  • Грамматические нормы
  • Задания для закрепления материала
  • Тестовые задания

Содержание

  • Презентация: Синтаксические нормы
    Слайд 1

    Синтаксические нормы. (Электронное приложение к циклу уроков для подготовки к ЕГЭ)

    Учитель русского языка и литературы : МОЛЧАНОВА Анжела Михайловна

    ГБОУ СОШ №2 c. Обшаровка

    Приволжского р-на Самарской обл.

  • Слайд 2

    Синтаксические нормы. это нормы построения словосочетаний, простых предложений, сложных предложений.

  • Слайд 3

    Виды нарушений синтаксической нормы.

    • Согласование и управление.
    • Построение предложений с деепричастным оборотом, с причастным оборотом, с однородными членами.
    • Сложноподчиненные предложения .
    • Предложения с прямой и косвенной речью.
  • Слайд 4

    Согласование и управление.

    1.Нарушение: В пьесе Островского «Грозе» разоблачается «темное царство». Норма: В пьесе Островского «Гроза» разоблачается «темное царство». (названия произведений при родовом слове не изменяются, так как это несогласованное приложение в именит. падеже).

  • Слайд 5

    Нарушение согласования в модели: Определяемое слово +прич. оборот

    Нарушение: Одним из видов искусства, существующим с древности, является резьба по дереву. Норма: Одним из видов искусства (какого?), существующегос древности, является резьба по дереву.

  • Слайд 6

    Употребление деепричастного оборота:

    1. Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против отдельных положений.

    2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.

  • Слайд 7

    Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.

    • благодаря
    • согласно
    • вопреки только
    • наперекор дательный
    • навстречу падеж
    • подобно

    Вопреки (чему?) уговорам.

    2.Предлог ПО - с Д.п, В.п, П.п. Норма: по приезде, по возвращении, по прочтении книги.

  • Слайд 8

    Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. вследствие

    ввиду ЧЕГО?

    в случае родительный падеж.

  • Слайд 9

    Запомни синтаксические нормы.

    Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать), управляет дат. падежом. Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ –(о КОМ?) пред. падеж, по вас, по нас.

  • Слайд 10

    Запомни синтаксические нормы.

    • Предел (чему?),
    • вера (во что/ перед кем/ чем?),
    • Превосходство (над кем/ чем?)
    • Памятник (кому/ кого?)
    • Уделять внимание (чему?)
    • Обращать внимание (кого/что?) и т.д.
  • Слайд 11

    Различайте конструкции со словами близкими по значению.

    • Воплощение во что-либо - претворение в чем;
    • Обидеться на что-либо- обижен кем;
    • Обрадоваться чему-либо – обрадован чем;
    • Оплачивать что - заплатить за что;
    • Уверенность в чем – вера во что;
    • Отзыв о чем - рецензия на что…и т.д.
  • Слайд 12

    Запомни синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого.

    Все, кто видел этот фильм, отзывались о нем положительно.

    Слова «большинство, меньшинство, несколько» с неодуш.сущ. употребляются в ед.числе: большинство столов было занято

    Во мн. числе с одуш. сущ.: несколько участников выбыли из борьбы.

  • Слайд 13

    Управление в предложении с однородными членами.

    Норма : Трест организовал (что?) предприятие и руководил ( чем?) им.

    Нарушение:Трест организовал и руководил предприятием.

  • Слайд 14

    Ошибки в предложении с однородными членами.

    Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Нарушение : Главный герой полюбил войну (сущ) и рисковать ( глаг) жизнью.

  • Слайд 15

    Ошибки при употреблении парных союзов.

    Запомните: нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов: норма

    не только…, но и…;

    2. как …, так и … ;

    не столько…, сколько…;

    не так…, как…;

    5.хотя и…, но…;

    6. не то что(бы)…, но(а)…;

    7. если не…, то…

  • Слайд 16

    Употребление конструкций с прямой и косвенной речью.

    Косвенная речь- это способ передачи чужой в виде придаточного предложения.

    В косвенной речи должна меняться форма местоимения : Нарушение: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу». Норма: Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

  • Слайд 17

    Найдите предложение без грамматической ошибки.

    • Все, кто видели этот фильм, отзывались о нем положительно.
    • По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.
    • О великой любви Орфея рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной
    • А. Немировским.
    • 4. Руководство завода уважает и заботиться о своих работниках.

    (3)

  • Слайд 18

    Найдите предложение без грамматической ошибки.

    • Мы помним и гордимся героическим прошлым.
    • Успех зависит не только от сноровки, но и знания.
    • Тема «маленького человека» является актуальной в рассказе «Станционном смотрителе».
    • По окончанию урока мы направились в столовую.

    (2)

  • Слайд 19

    Тестовые задания.

    Найдите предложение без грамматической ошибки.

    • Он был очень рассержен на шутку, которую никто не заметил.
    • В самолете мы заняли места согласно купленных билетов.
    • Большинство учеников участвовали в соревновании.
    • Известный критик написал рецензию о новой повести.

    (3)

  • Слайд 20

    Найдите предложение с грамматической ошибкой.

    • Бабушка еще долго скучала по нас.
    • Надо уделять внимание качеству , а не количеству.
    • В детстве мама меня спрашивала: «Кем я хочу быть?»
    • Ввиду сильного наводнения жители острова были эвакуированы.

    (3)

  • Слайд 21

    Дорогие ребята! Удачи на ЭКЗАМЕНАХ!

  • Слайд 22

    Источники.

    Русский язык. ЕГЭ в новой форме. Тренировочные задания . М., Просвещение. Эксмо. 2006

    ЕГЭ-2010 . Сдай ЕГЭ на все 100. С.Ю.Иванова. Самара 2010

    3. С.И Львова, Т.И. Замураева. Русский язык. Тренировочные задания.

    4. Г.Т . Егораева, Е. Л. Ерохина, Т. И. Козлова. Русский язык. Практикум. М.: «Экзамен», 2009.

Посмотреть все слайды

Конспект

Молчанова Анжела Михайловна учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка Приволжского района Самарской области

Пояснительная записка к ресурсу «Синтаксические нормы» (электронное сопровождение к урокам русского языка для учащихся 10-11 классов)

Ресурс может быть использован учителем при изучении, повторении, закреплении темы «Синтаксические нормы» в 10-11 классах.

Цель ресурса – повысить мотивацию учащихся при изучении материала, при повторении теории о синтаксических нормах, нормах согласования, управления, построения предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, построение сложноподчиненных предложений, умение оценивать языковые факторы с точки зрения нормативности.

Синтаксические ошибки - самый распространенный вид грамматических ошибок и в письменной речи , и в устной. Например: показать об этом, вместо показать это, стая голубей кружились над домом вместо …кружилась, был на почте и магазине вместо …на почте и в магазине, интересовался и уделял внимание спорту вместо интересовался спортом и уделял ему внимание, и т.д.

После овладения синтаксическими нормами, учащиеся правильно будут строить словосочетания и предложения. Для этого в презентации представлены закономерности синтаксических связей слов в предложении, употребления предлогов и союзов, однородных члены предложения и прочее.

Молчанова Анжела Михайловна учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка Приволжского района Самарской области

Пояснительная записка к ресурсу «Синтаксические нормы» (электронное сопровождение к урокам русского языка для учащихся 10-11 классов)

Ресурс может быть использован учителем при изучении, повторении, закреплении темы «Синтаксические нормы» в 10-11 классах.

Цель ресурса – повысить мотивацию учащихся при изучении материала, при повторении теории о синтаксических нормах, нормах согласования, управления, построения предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, построение сложноподчиненных предложений, умение оценивать языковые факторы с точки зрения нормативности.

Синтаксические ошибки - самый распространенный вид грамматических ошибок и в письменной речи , и в устной. Например: показать об этом, вместо показать это, стая голубей кружились над домом вместо …кружилась, был на почте и магазине вместо …на почте и в магазине, интересовался и уделял внимание спорту вместо интересовался спортом и уделял ему внимание, и т.д.

После овладения синтаксическими нормами, учащиеся правильно будут строить словосочетания и предложения. Для этого в презентации представлены закономерности синтаксических связей слов в предложении, употребления предлогов и союзов, однородных члены предложения и прочее.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке