Содержание
-
Синтаксические нормы. (Электронное приложение к циклу уроков для подготовки к ЕГЭ)
Учитель русского языка и литературы : МОЛЧАНОВА Анжела Михайловна
ГБОУ СОШ №2 c. Обшаровка
Приволжского р-на Самарской обл.
-
Синтаксические нормы. это нормы построения словосочетаний, простых предложений, сложных предложений.
-
Виды нарушений синтаксической нормы.
- Согласование и управление.
- Построение предложений с деепричастным оборотом, с причастным оборотом, с однородными членами.
- Сложноподчиненные предложения .
- Предложения с прямой и косвенной речью.
-
Согласование и управление.
1.Нарушение: В пьесе Островского «Грозе» разоблачается «темное царство». Норма: В пьесе Островского «Гроза» разоблачается «темное царство». (названия произведений при родовом слове не изменяются, так как это несогласованное приложение в именит. падеже).
-
Нарушение согласования в модели: Определяемое слово +прич. оборот
Нарушение: Одним из видов искусства, существующим с древности, является резьба по дереву. Норма: Одним из видов искусства (какого?), существующегос древности, является резьба по дереву.
-
Употребление деепричастного оборота:
1. Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против отдельных положений.
2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.
-
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.
- благодаря
- согласно
- вопреки только
- наперекор дательный
- навстречу падеж
- подобно
Вопреки (чему?) уговорам.
2.Предлог ПО - с Д.п, В.п, П.п. Норма: по приезде, по возвращении, по прочтении книги.
-
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. вследствие
ввиду ЧЕГО?
в случае родительный падеж.
-
Запомни синтаксические нормы.
Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать), управляет дат. падежом. Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ –(о КОМ?) пред. падеж, по вас, по нас.
-
Запомни синтаксические нормы.
- Предел (чему?),
- вера (во что/ перед кем/ чем?),
- Превосходство (над кем/ чем?)
- Памятник (кому/ кого?)
- Уделять внимание (чему?)
- Обращать внимание (кого/что?) и т.д.
-
Различайте конструкции со словами близкими по значению.
- Воплощение во что-либо - претворение в чем;
- Обидеться на что-либо- обижен кем;
- Обрадоваться чему-либо – обрадован чем;
- Оплачивать что - заплатить за что;
- Уверенность в чем – вера во что;
- Отзыв о чем - рецензия на что…и т.д.
-
Запомни синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого.
Все, кто видел этот фильм, отзывались о нем положительно.
Слова «большинство, меньшинство, несколько» с неодуш.сущ. употребляются в ед.числе: большинство столов было занято
Во мн. числе с одуш. сущ.: несколько участников выбыли из борьбы.
-
Управление в предложении с однородными членами.
Норма : Трест организовал (что?) предприятие и руководил ( чем?) им.
Нарушение:Трест организовал и руководил предприятием.
-
Ошибки в предложении с однородными членами.
Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Нарушение : Главный герой полюбил войну (сущ) и рисковать ( глаг) жизнью.
-
Ошибки при употреблении парных союзов.
Запомните: нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов: норма
не только…, но и…;
2. как …, так и … ;
не столько…, сколько…;
не так…, как…;
5.хотя и…, но…;
6. не то что(бы)…, но(а)…;
7. если не…, то…
-
Употребление конструкций с прямой и косвенной речью.
Косвенная речь- это способ передачи чужой в виде придаточного предложения.
В косвенной речи должна меняться форма местоимения : Нарушение: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу». Норма: Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
-
Найдите предложение без грамматической ошибки.
- Все, кто видели этот фильм, отзывались о нем положительно.
- По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.
- О великой любви Орфея рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной
- А. Немировским.
- 4. Руководство завода уважает и заботиться о своих работниках.
(3)
-
Найдите предложение без грамматической ошибки.
- Мы помним и гордимся героическим прошлым.
- Успех зависит не только от сноровки, но и знания.
- Тема «маленького человека» является актуальной в рассказе «Станционном смотрителе».
- По окончанию урока мы направились в столовую.
(2)
-
Тестовые задания.
Найдите предложение без грамматической ошибки.
- Он был очень рассержен на шутку, которую никто не заметил.
- В самолете мы заняли места согласно купленных билетов.
- Большинство учеников участвовали в соревновании.
- Известный критик написал рецензию о новой повести.
(3)
-
Найдите предложение с грамматической ошибкой.
- Бабушка еще долго скучала по нас.
- Надо уделять внимание качеству , а не количеству.
- В детстве мама меня спрашивала: «Кем я хочу быть?»
- Ввиду сильного наводнения жители острова были эвакуированы.
(3)
-
Дорогие ребята! Удачи на ЭКЗАМЕНАХ!
-
Источники.
Русский язык. ЕГЭ в новой форме. Тренировочные задания . М., Просвещение. Эксмо. 2006
ЕГЭ-2010 . Сдай ЕГЭ на все 100. С.Ю.Иванова. Самара 2010
3. С.И Львова, Т.И. Замураева. Русский язык. Тренировочные задания.
4. Г.Т . Егораева, Е. Л. Ерохина, Т. И. Козлова. Русский язык. Практикум. М.: «Экзамен», 2009.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.