Презентация на тему "Синтаксические нормы" 11 класс

Презентация: Синтаксические нормы
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.09 Мб). Тема: "Синтаксические нормы". Предмет: русский язык. 37 слайдов. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2021 году.

Содержание

  • Презентация: Синтаксические нормы
    Слайд 1

    Синтаксические нормы

  • Слайд 2

    Норма управления существительных с производными предлогами

    Благодаря в меру Вопреки в заключение Согласно Д.п. в виде Подобно в продолжение Наперекор в силу Р.п. Навстречу в течение наподобие по причине посредством вследствие

  • Слайд 3

    Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом:

    Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: Благодаря(чего?)повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей Правильный вариант: Благодаря(чему?)повышению уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей

  • Слайд 4

    Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Вследствие сильным дождям (сильных дождей Р.п.) вода в реке сильно прибывала. Согласно приказа (приказу Д.п.) мероприятие отложили на понедельник. Вопреки распространённого суеверия (распространённому суеверию Д.п.) женщины на корабле приносят удачу. У него получилось что- то наподобие зверьку (зверька Р.п.)

  • Слайд 5

    Однородные члены предложения

    Не употребляются в качестве однородных членов полные и краткие формы имени прилагательного: друг давний и весьма хорош. При двух или нескольких однородных членах неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления: любить и увлекаться спортом, помнить и верить в победу. Нельзя в ряд однородных членов включать родовые понятия: Мы купили стулья, книжный шкаф, стильную мебель.

  • Слайд 6

    Нельзя соединить в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: изучать музыку и болезни. Нельзя опускать разные предлоги: на заводах, лабораториях и школах. Надо:на заводах, в лабораториях и школах. Не сочетаются как однородные члены имя существительное и инфинитив: Люблю музыку и кататься на коньках.

  • Слайд 7

    Нельзя сочетать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – а так же (но и ); как – а также (так и) Хорошо сдали экзамен как выпускники школы, а также (так и) учащиеся девятых классов При двойных союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой- при второй: Книга имеет не только познавательную ценность, но и воспитательное значение

  • Слайд 8

    Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: В Олимпийских играх в этом виде спорта выступали представители разных стран: Россия, Германия, Франция, США (представители (кого?, чего?) России, Германии, Франции, США. Не могут выступать в качестве однородных причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: Подошел англичанин, хорошо говорящий по-русски и который приехал сегодня.

  • Слайд 9

    Употребление причастных оборотов

    Причастный оборот стоит любо перед определяемым словом, любо после него, он не должен разрываться: лежащая книга на столе. Неправильны формы причастий с частицей бы: Это было выступление, вызвавшее бы возмущение.

  • Слайд 10

    Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: Мы гордимся нашими футболистами (кем? Т.п.), победивших (каких? Р.п.) английскую команду. Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами (кем? Т.п.), победившими (какими? Т.п.) английскую команду

  • Слайд 11

    Действительные причастия на- ся, где это возможно заменить страдательными причастиями Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

  • Слайд 12

    Необходимо, чтобы причастный оборот относился к определяемому слову: Мчались лошади казаков, покрытые пеной Правильный вариант: Мчались лошади, покрытые пеной

  • Слайд 13

    Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Ошибки в употреблении названий(имён собственных): Мы выписываем журнал «Природу» Названия газет, книг, журналов, произведений, кинофильмов и т.д. не склоняются (остаются в И.П.), если перед ними стоит слово, объединяющее родовое понятие. Значит правильный вариант: Мы выписываем журнал «Природа»

  • Слайд 14

    Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Ошибки в согласовании причастий с определяемым слово (род, число, падеж): Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы Важно определить, к какому слову относится это согласованное определение (причастный оборот) В данном случае- к сочетанию слов группе археологов. Следовательно, правильный вариант: Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшей из Москвы

  • Слайд 15

    Согласование сказуемого с подлежащим

    Сказуемое может быть выражено формами ед. и мн.ч.: - при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть) или выраженном количественно-именным сочетанием (два слова, несколько языков), сказуемое может иметь форму ед.ч. (грамматическое согласование) и мн.ч. (согласование по смыслу): Большинство учеников решило (решили) сдавать ЕГЭ;

  • Слайд 16

    при относительном местоимении кто сказуемое имеет только форму ед.ч.: Все, кто не сдал зачет, пришли на экзамен; Все, кто мог прийти, собрались в зале. Сказуемое может быть выражено формой ед.ч., если: - собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинствосогласилось с моим решением; - управляемое слово стоит в род.п. ед.ч.: Часть населенияпришла без опоздания;

  • Слайд 17

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Несогласование подлежащего и сказуемого (в числе) Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе Кто (ед.ч.), а опоздали (во мн.ч.) Те (мн.ч.), могут поехать (мн.ч.) Значит правильный вариант: Те, кто опоздал на электричку, могут поехать на автобусе Все, кто не сдал зачёт, пришли на экзамен

  • Слайд 18

    Согласование сказуемого с подлежащим

    - а также при словах тысяча, миллион, миллиард: Миллион звонков пришел в редакцию; Тысяча книг поступила в школьную библиотеку; - при составных числительных, заканчивающихся на один: Тридцать один день прошел; - при обозначении меры веса, пространства, времени: Прошло сто лет;

  • Слайд 19

    - при словах тройка, сотня, пара, дюжина, десяток, масса, уйма, бездна, пропасть: При составлении текста телеграммы была сделанамасса ошибок; - при наличии в составе подлежащего слов всего, лишь, только (со значением ограничения): В шахматный кружок записалосьтолько семь человек. При наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, столько, сколько преобладает форма ед.ч.: Много мыслей роилось в моей голове.

  • Слайд 20

    Сказуемое может быть выражено формой мн.ч., если: - при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определения: Все двадцать страниц переписаны заново; - при обратном согласовании, когда связка в именном сказуемом согласуется не с подлежащим, а с именной частью: Часть обоев были виниловые;

  • Слайд 21

    - при подлежащем стоит придаточное определительное или обособленное определение: Часть тетрадей, проверенных ранее, лежали на окне; Часть тетрадей, которые я проверила ранее, лежали на окне; - главные члены предложения оторваны друг от друга или при одном подлежащем есть несколько сказуемых: На перемене бегали, прыгали, скакали, кричали несколько учеников; Большинство учеников в результате бурного обсуждения новой темы пришли к правильным выводам.

  • Слайд 22

    При подлежащем – вопросительном местоимении кто глагол-сказуемое может иметь форму ед.ч., а в прошедшем времени – м.р., независимо от числа производителей действия или принадлежности к полу (муж. или жен.): Кто из посетительниц Дома творчества записался в кружок английского языка? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое должно стоять в форме ед.ч. (часто в форме прошедшего времени мужского рода): Никто, даже лучшие ученики, не получил высшего балла.

  • Слайд 23

    При подлежащем типа брат с сестрой сказуемое может иметь форму как ед., так и мн.ч. в зависимости от значения: Пришли бабушка с дедушкой. – Мальчик с мамой приехал. Если при этом присутствуют еще и слова вместе, совместно, то употребляется форма ед.ч.: Эту работу выполнял ученик совместно с родителями. При подлежащих – несклоняемых аббревиатурах иноязычного происхождения сказуемое может иметь форму ср.р.: НАТО решило (хотя НАТО – блок) объявить встречу стран, входящих в его состав.

  • Слайд 24

    Несклоняемые русские аббревиатуры согласуются по форме главного слова: ФСБ сделала заявление (главное слово – служба). Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в ед.ч.: Не ты, но сестра моя виновата; Восторг или ужас кажется вполне естественным в эти минуты.

  • Слайд 25

    Согласование определений и приложений с однородными членами, выраженными существительными

    Определение может быть выражено формой ед.ч., если по смыслу понятно, что оно относится к обоим существительным: морской прилив и отлив; или между определяемыми существительными стоит разделительный союз: надеть модную юбку или брюки; Определение может быть выражено формой мн.ч. для уточнения значения при однородных существительных: купить модные пальто и шляпу.

  • Слайд 26

    Определение может быть выражено формой ед.ч., если оно следует за существительным: Готовим каталог или журнал, рассказывающий о творчестве писателя.

  • Слайд 27

    Смешение прямой и косвенной речи

    Косвенная речь- это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи должна меняться форма местоимения, и в придаточной части не должно быть кавычек : Нарушение: Пётр говорил, что «у меня слипаются глаза» Правильный пример: Пётр говорил, что у него слипаются глаза.

  • Слайд 28

    Неправильное построение предложений с косвенной речью

    Смешение прямой и косвенной речи Автор говорит, что «я всегда восхищался поэзией Лермонтова» Правильный вариант Автор говорит, что он всегда восхищался поэзией Лермонтова

  • Слайд 29

    Приложения – географические названия

    Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном (родовом названии), согласуются или не согласуются с определяемыми словами. Согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, за Москвой-рекой, на реке Волге. В специальной литературе они могут выступать в начальной форме: в городе Москва, за городом Великие Луки, за рекой Волга.

  • Слайд 30

    Обычно согласуются названия сел и деревень: жить в селе Горюхине, за хутором Гремячим, в деревне Сосновке, на реке Неве, в станице Вешенской. Остальные названия (озер, островов, гор, заливов, каналов, астрономические названия) не согласуются: за островом Новая Земля, у полуострова Таймыр, на планете Меркурий, на горе Эльбрус, в пустыне Сахара.

  • Слайд 31

    Построение предложения с деепричастным оборотом

    Основное сказуемое и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом относятся к одному объекту (подлежащему) Размышляя о смысле жизни, любимые герои Л.Н.Толстого идут непростыми путями В определённо- личных и неопределённо- личных предложениях при глаголе- сказуемом в форме 1-го и 2-го лица: Становясь взрослее, задумываемся о своём будущем. Смеясь над своими пороками, постепенно освобождаешься от них

  • Слайд 32

    В безличных предложениях при инфинитиве (со словами можно, нужно, необходимо и др.) Редактируя рукопись, необходимоучитывать авторский стиль В определённо- личных и неопределённо- личных предложениях при глаголе- сказуемом в повелительном наклонении: Изложив в сочинении личностную позицию, продуманноаргументируйтееё.

  • Слайд 33

    Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами

    производители действия не совпадают (лицо и явление природы) Возвращаясь домой, меня застиг дождь. б/л - нет инфинитива, нет лица общего для действия. Кончив играть, было уже поздно. Правильный вариант: Когда кончил играть, было уже поздно.

  • Слайд 34

    Страдательные конструкции не сочетаются с деепричастным оборотом: Приступая к работе над рефератом, тема должна быть хорошо продумана. д/о относится к пропущенной грамматической основе: Делая вывод, Обломов не жил, а существововал. Правильный вариант: Делая вывод, можно сказать, Обломов не жил, а существововал.

  • Слайд 35

    Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Глагол- сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов и лиц: Прочитав текст, разные мыслипосетили меня. Деепричастный оборот употреблён в безличном предложении, в котором нет инфинитива: Подходя к дому, было весело. Предложение включает страдательную конструкцию: Доехав до поворота, машина была остановлена.

  • Слайд 36

    Синтаксические нормы

    А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой. Вы оплатили проезд в автобусе? Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы. Эти люди никогда не теряли уверенности в успехе. Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

  • Слайд 37

    Рассуждаем

    Оплатили (что?) проезд – верно (но: заплатить за проезд). Вникнуть (во что?) и познать (что?) – эти глаголы имеют разное управление, предложное и беспредложное, поэтому при них не может быть общего дополнения без предлога тайны; надо: Ученые хотели вникнуть во все тайны природы и познать их. Не теряли (чего?) уверенности – с отрицанием верно употреблена форма род.п. Было решено вопреки (чему?) ожиданиям и правилам – нормативная форма дат.п.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке