Содержание
-
Вопросы по культуре речи на ЕГЭ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ ЛИЦЕЯ № 17 г.КАЛИНИНГРАДА, МУРАТОВОЙ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ.
-
Задания по культуре речи на ЕГЭ
- А1 Орфоэпические нормы
- А2 Лексические нормы
- А3 Морфологические нормы
- А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)
- А5 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложения с однородными членами.
- А6 Синтаксические нормы. Замена придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
-
Орфоэпические нормы
Основные вопросы, на которых нужно остановиться:
1. Произношение сочетаний ЧН
- только [шн]: конечно, скучно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, горчишник, Никитична и др.- только [ч'н]: точечный, маскировочный- нормативны оба варианта: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.
-
2. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.
- произносится твёрдый согласный
Тезис, галифе, денди, кафе, капелла, кашне, компьютер, кортеж, пенсне, ателье, свитер, интернат, пастель, патетика, пастеризованный, принтер, рандеву, фонетика, кабаре, денди, диадема, лотерея, энергия, эссе, эстетика, претензия, интервью.
-
2. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.
- произносится мягкий согласный
Академия, депозит, музей, профессор, фанера, шинель, патент, термин, дезинфекция, дебют, депрессия, компетентный, бенефис, ремарка, агрессор, леди.
-
3. Трудности при выборе правильного произношения слов с Ё.Отсутствие точек над буквой может создать в отдельных словах трудности:
- афера, опека, белёсый, оседлый, головешка, разношёрстый, истёкший кровью, крёстный отец, крестный ход, бытие и т.д.
-
4. Нормы ударения.
В устной речи ошибки настолько распространены, что правильный вариант вызывает удивление и даже отторжение. Например:
- Апостроф; асимметрия; балованный; баловать; благовест; генезис; догмат; запломбировать; заключит; закупорить; знамение; иконопись; кашлянуть; коклюш; отключит; пломбировать; пеня (штраф); перчить; премировать; прибывший; принудить; украинский; факсимиле; черпать.
-
5. Особое внимание стоит уделить словам, в которых постановка ударения зависит от значения.
Например:
- атлас – атлас, броня - броня и т.д.
6. Краткие формы прилагательного, страд. причастия, глаголы прошедшего время.
- Начала-начал-начало-начали,
- Но клала-клал-клало-клали.
-
Задание. Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов.
- Кроить атлас – открыть атлас, броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места – бронированная техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник, развитая страна – развитая веревка, раскрыть заговор – заговор от боли.
-
Морфологические нормы имени существительного
1. Род существительных несклоняемых имён существительных существительные общего рода род сложносокращённых слов.
-
2. Формы именительного падежа мн. ч.
Задание. Определите закономерность употребления окончаний –А, -Ы в формах мн.ч. имен. пад.
- 1)адрес, директор, доктор, купол, паспорт, профессор; (-а)
- 2)договор, инженер, лектор, месяц, токарь, торт, офицер; ( -и-ы)
- 3)инспектор, инструктор, лагерь, цех, якорь, хлеб. (Вариативное окончание)
-
3. Формы родительного падежа мн.ч.
-
4. Существительные средн. рода, оканчивающиеся в им. падеже ед. числа на -це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ец:
- блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; щупальце – щупалец.
Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ев:
- Болотце – болотцев; деревце – деревцев.
Следует запомнить: солнце – солнц
-
Морфологические нормы имени прилагательного
1.формы степеней сравнения имен прилагательных.
Смешениепростой и составной форм сравнительной и превосходной степени: *более лучше, *самый кратчайший и т.п.
Заполнение таблицы.
-
Морфологические нормы прилагательных
Исправь ошибки.
- Это самый новейший проект. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее. Вариант заместителя оказался более худшим. Он сделал эту работу более лучше. В комнате теперь более светлее. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. Марианская впадина – самое глубочайшее место в океане.
-
Морфологические нормы имени прилагательного
2. Вариантные формы кратких прилагательных на -ен и на –енен.
- В современном литературном языке чаще употребляются формы на -ен.
Например:
- безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.
-
Морфологические нормы имени числительного
1. Склонение имён числительных
Самые частотные ошибки: форма твор. падежа:
- вместо пятьюдесятью —*пятидесятью,
- вместо шестьюстами —*шестистами
Типичны ошибки в косвенных падежах числительных от двухсот до девятисот:
Пятисот - *пятиста,*шестиста и т.п.
-
Специфика и особенности сочетаемости собирательных числительных:
Употребляются:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц3) с существительными дети, ребята, люди, а также со словом лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц;4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро;5) с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошлидвое, трое неизвестных.
-
- Собир. числит. не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать *двое учениц, *четверодевушек), а также с существительными мужскогорода, называющими животных (нельзя сказать *трое волков), однако возможны сочетания названиями детенышей животных – трое волчат, семеро козлят.
-
Морфологические нормы глагола
1. Глаголы дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить, пронзить, ощутить и некоторые другие не имеют формы 1 лицаед.числа. При необходимости используются в составе составного глагольного сказуемого: смогу (постараюсь, попытаюсь и т. п.) победить.2. Глагол класть употребляется только без приставки, корень лож только с приставками: положить, отложить, сложить
-
3.Образование отдельных форм:
- Звонить, звонишь, звонят;
- Зиждиться - зиждется, зиждутся, зиждущийся;
- Выздоровеют, опостылеют, опротивеют;
- Чтить - чтут (доп. чтят);
- Стлать(ся) - доп. стелить(ся);
- Ездить - ездит, ездят;
- Мучить, мерить;
- Лазить - лазишь, лазим, лазят, лазь.
-
Синтаксические нормы
1.Ошибки при однородных членах предложения
1. Нельзя соединять в однородные понятия разных порядков:
- В комнате стояли стол, софа, мебель из красного дерева.
2.Следует избегать двусмысленности:
- Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
3.Попарное соединение возможно только по принципу или смежности, или контраста:
- Пугачев изображен жестоким и мудрым, суровым и добрым.
4.Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи, но нельзя сочетать существительное и инфинитив:
- Я попросил газету и поесть.
-
5.Нельзя сочетать определение и придаточное предложение:
- Хорошее впечатление производит второй рассказ, более интересный по содержанию и который был написан раньше первого.
6.Недопустимо соединять в однородные глаголы, имеющие разное управление:
- подбор и наблюдение над фактами.
7.Союз не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (недопустимо опускать какую-либо из них) и первая часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части:
- Он не только написал замечательный роман, но и много стихотворений.
-
Согласование подлежащего и сказуемого
Если подлежащее выражено оборотом со словами большинство,меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т. п., глагол ставится во множественном числе:
Если при подлежащем есть перечисление:
- Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию.
При однородных сказуемых:
- Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели.
Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное:
- Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплены заранее.
Если подчеркивается активность действия:
- Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись.
- Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревян
-
- Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетный оборот)
- Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело 10 человек.
- Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно.
- Если есть ограничительная частица - ед. число: На занятие пришло только 7 человек.
- При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 - во мн. ч.:
- Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.
-
- Если подлежащее выражено оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употребление ед. числа:
- Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперименте.
- Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.:
- Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.
-
Литература
1. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2006.2.Культура русской речи. Л.Г. Смирнова. – М.: «Русское слово», 2007.3.Практикум по русскому языку. Культура речи. К.В.Воробьёва, Е.В.Сергеева. – С-П, 2001
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.