Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по русскому языку, целью которой является раскрытие темы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Автор наглядно показывает структуру подобных предложений и обращает внимание на соблюдение грамматических норм.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Урок-закрепление в 9 классе
Просвирнина А.А. МБОУ «Мурманский международный лицей»
Слайд 2
Орфоэпическая разминка
Баловать, балую, ворота, дефис,
диспансер, добыча, договор, дремота,
каучук, кафе, кофе, красивее, красивейший
квартал, лоскут, намерение, нанять, нанял,
наняла, наняли, нанятый, обеспечение,
облегчить, ободрить, проект, свекла, туфля,
туфель, феномен, ходатайство, щавель,
эксперт, эпидемия.
Слайд 3
Словарная работа
список литературы по теме-библиография
общий вид местности-ландшафт
пояснительные замечания-комментарий
глава государства, крупных компаний-президент
лицо,рассчитывающее на что-либо-претендент
физическое насилие-терроризм
Слайд 4
система взглядов общества,партии- идеология
человек с жизнерадостным мироощущением- оптимист
человек с мрачным мироощущением- пессимист
музыкальное сопровождение-аккомпанемент
места в зрительном зале-партер
Слайд 5
Угадай слово!
С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают,
перехватывают и захватывают, она может
кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема.
инициатива
Слайд 6
Заменить словосочетание со связью согласование синонимичным со связью управление
чья?
ученическая инициатива –именное,
согласование
кого?
инициатива учеников – именное,
управление
Слайд 7
Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница?
1. Кажется,что ей не больше шест надцати лет.
2. Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
Слайд 8
Рассказать о строении и средствах связи СПП. Назвать отличительные признаки СПП с
придаточными определительными.
?
СПП = главн.предл. +придаточн.
о чем?
1.[ ], (что ).
какой?
2. [ сущ., (который =), ].
когда?
3. ( Когда ), [ ].
Слайд 9
Укажите СПП предложения с придаточными определительными
1.Я все-таки твердо верю, что наука - самое важное в жизни людей.
2.Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.
3. Был час ночи - время, когда природа погружена в сон.
4.Нужно серьезно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.
5.Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.
Слайд 10
Расставить знаки препинания, графически их объяснить. Какие орфограммы выделены?
(1)Письменная речь без знаков препина- ния трудна для понимания. (2)В начале прошлого века подобные трудности в понимании написанного возникали довольно частотак как знание пунктуаци-
онных правил не считалось обязательным.
(3)Об огромной роли четкой расстановки знаков рассказал К.Г.Паустовский в книге
"Золотая роза".
Слайд 11
(4)Писатель А.Соболев принес в редакцию газеты рассказ который был интересен по теме но написан путаными раздерганны- ми фразами. (5)Корректор Благов взялся править произведение не выбросив и не
вписав ни одного слова.(6)Такое чудесное превращение с текстом произошло только потому что корректор правильно расста- вил знаки препинания разбил его на абзацы.
Слайд 12
(7)Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью
в целом поэтому так важно знать пунктуа-цию - раздел языкознания в котором рас- сказывается об их употреблении. (8) Знаки препинания твердо держат текст и не да-
ют ему рассыпаться писал К. Паустовский.
( По Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко)
Слайд 13
Устранить речевые недочеты
1. Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.
Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, засеянного рожью и гречихой.
Слайд 14
2.Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.
Мы въехали в поселок, находившийся в лощине, которая начиналась сразу за лесом.
Мы въехали в поселок,который находился в лощине,начинавшейся сразу за лесом.
Слайд 15
3.На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.
На столе стоял букет роз,наполнявших ароматом комнату,которая имела праздичный вид.
На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, имевшую праздничный вид.
Слайд 16
Работа над лингвистическим сочинением« Зачем нужны запятые?»
ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесное единство»
1.Тематическое единство предложений.
2.Смысловое единство предложений.
3.Способы связи между предложениями.
4.Стиль речи.
5.Тип текста(речи).
6.Текст можно озаглавить.
Слайд 17
РАССУЖДЕНИЕ
1)вопрос почему? зачем? объяснение фактов,событий с указанием причинно-следственных связей;
2)композиция:
-тезис;
-доказательства;
-вывод;
3)связь предложений: цепная
Слайд 18
1.Обращение к тексту Г.Г.Граник и С.М.Бондаренко. Определите тему данного текста.
Тема текста – роль знаков препинания в письменной речи.
2.Какова основная мысль текста? Знаки препинания помогают пишущему и читающему однозначно понимать написанное.
Слайд 19
3.Какую роль играют запятые в письменной речи? Разделительную и выделительную.
4.В каких синтаксических конструкциях запятая играет роль разделения?
Сложные предложения, предложения с однородными членами.
Слайд 20
4.В каких синтаксических конструкциях запятая выполняет функцию выделения?
В предложениях с обособленными членами, с обращениями, вводными словами…
Запятая – знак препинания, без которого нельзя обойтись.
Знаки препинания делят текст на смысло- вые части и помогают читающему и пишу- щему однозначно понимать написанное. За- пятые, например, разделяют части сложно- го предложения (предложения 2, 4), одно- родные члены ( предложения 4, 6). С по –
мощью запятой можно выделить обособлен-
ные обстоятельства (предложение 5).
Слайд 22
По справедливому утверждению К.Паустовского, «знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». С ним нельзя не согласиться.
Слайд 23
Посмотреть все слайды
Конспект
-1-
9 класс Урок - закрепление
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ
Цель урока:
1)закрепить умение опознавать СПП с придаточными определительными по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова; производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи; повторить правописание слов с непроверяемыми орфограммами, НЕ с разными частями речи; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий;
2)продолжить работу по формированию умений и навыков использования различных способов самоконтроля, опорных схем для закрепления теоретических сведений, создания текста-рассуждения на лингвистическую тему.
Оборудование: рабочие листы с заданиями, интерактивная доска ПО Notebook 10: опорные схемы «СПП», «Текст», «Текст-рассуждение», задания к уроку.
Ход урока.
1.Организационный момент.Сообщение цели урока.
2.Орфоэпическая разминка. Слайд 1.( По цепочке уч-ся произносят слова с соблюдением орфоэпических норм).
- Укажите среди данных слов слова, в которых все согласные твердые (ворота, договор, кафе, квартал), все согласные звонкие (балую, договор, намерение, нанял), слова, в которых ударение падает на третий слог ( баловать, диспенсер, договор и др.).
-Орфоэпия тесно связана с орфографией. Почему? ( Орфография изучает правописание слов, а мы не всегда пишем так, как слышим и говорим.)
3.Обращение к рабочим листам.
Задание 1.Словарная работа. Слайд 2.(Проверка правописания и лексического значения слов из словаря.)
Заполните левый столбик подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.
Данное задание на интерактивной доске на оценку выполняет 1 ученик (используется функция движения объектов,утилита множ.клонирования), затем учащиеся сверяют свою работу с работой на доске, вносят при необходимости коррективы. В Power Point проверка коллективная.
- Пополняем нашу речь еще одним словом из словаря.Угадайте это слово.
Слайд 3.
С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема. Это… ИНИЦИАТИВА. (Используется функция движения объектов: убирается
прямоугольник; используется анимация:слово увеличивается ).
Учащиеся записывают слово, определяют его лексическое значение.
- Составьте и запишите с данным словом словосочетание со связью согласование (например, ученическая инициатива).
- Замените это словосочетание синонимичным со связью управление. (Инициатива учеников.)
- Какой раздел языкознания изучает строение словосочетания? (Синтаксис)
-Что еще является предметом изучения синтаксиса? (Предложение, текст)
Задание 2. Слайд 4.
Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница?
Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.
Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
Определяя грамматические основы предложений, учащиеся приходят к выводу, что первое предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, а второе простое, односоставное, безличное, осложнено вводным словом.
-Что же мы знаем о сложноподчиненном предложении? Слайд 5.
С опорой на схемы уч-ся дает развернутый ответ о строении СПП, средствах связи между главным и придаточным, о месте придаточного предложения по отношению к главному.(На оценку с приведением своих примеров.)
- Каковы виды придаточных предложений?
-Определите по вопросам, какие виды придаточных представлены в данных схемах?
Задание 3. Слайд 6.
Укажите среди данных предложений СПП с придаточными определительными, графически объясните свой выбор. ( Работа выполняется в рабочих листах и на интерактивной доске.)
1)Я всё-таки твердо верю, что наука – самое важное в жизни людей.
2)Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.
3)Был час ночи – время, когда природа погружена в сон.
-3-
4)Нужно серьезно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.
5)Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.
6)Только то прекрасно, что серьезно.
- На основании проделанной работы еще раз назовите основные признаки придаточных определительных.
Работа с текстом.(Текст в рабочих листах)
Задание 4. Слайд 7.
Расставить пропущенные знаки препинания, вставить орфограммы.Поставить себе оценку.
(1)Письме…ая речь без знаков препинания трудна для понимания. (2)В начале прошлого века подобные трудности в пон..мани... написа…ого возн..кали довольно часто так как знание пунктуацио…ых правил не сч…талось об..зательным.
(3)Об огромной роли четкой ра…тановки знаков ра…казал К.Паустовский в книге «Золотая роза». (4) Писатель А.Соболев пр..нес в редакцию газеты ра…каз который был интересен по теме но написан пута..ыми раздерга…ыми фразами. (5)Ко(р,рр)ектор Благов взялся править произведение (не) выбросив и (не) вписав н.. одного слова. (6)Такое чудесное пр..вращение с текстом произошло только потому что ко(р,рр)ектор правильно ра…тавил знаки препинания разбил его на абзацы.
(7)Без умения ставить знаки препинания (не)возможно овл..деть письме…ой речью в целом поэтому так важно знать пунктуацию – раздел языкознания в котором ра… казывается об их употреблени.. . (8)Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему ра…ыпаться – писал К.Паустовский.
( По Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко )
Проверка.
- Докажите, что данные предложения являются текстом.Слайд 8.
- Какие синтаксические конструкции представлены в данном тексте?
-Графически объяснить знаки препинания в простых предложениях, в сложных предложениях и указать вид придаточных.
Алгоритм действия «Запятая в сложном предложении»:
1)нахождение грамматической основы;
2)определение средства связи между частями (союзы, союзные слова);
3)вопрос к придаточному предложению;
4)определение вида придаточного.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, работая по алгоритму на интерактивной доске, сверяют свою работу с работой на доске.
Самопроверка орфографии.
-Над какими видами орфограмм работали? Кто справился без ошибок? Соответствуют ли ваши оценки нормам оценок?
4.Конструирование СПП с придаточными определительными.
Устранение речевых недочетов. Упражнение 95. Слайд 9.(Предложения проецируются на интерактивную доску, применяется функция движения объектов, скрытие объекта)
1.Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.
-4-
2.Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.
3.На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.
-Как можно устранить речевой недочет? (Заменить определительное придаточное, если это возможно, обособленным определением.)
Для справок: находившийся в лощине; начинавшийся сразу за лесом; засеянного рожью и гречихой; наполнявших комнату ароматом; имевшую праздничный вид. (На слайде слова скрыты в прямоугольники.)
Учащиеся предлагают свои варианты, предложение конструируется на доске, затем записывается в тетрадь. Знаки препинания расставляются и объясняются.
-Сделайте вывод: для чего нужно уметь пользоваться синтаксическими синонимами? (Синтаксические синонимы позволяют избежать речевых недочетов, делают речь выразительнее.)
5.Работа над лингвистическим сочинением- рассуждением.
-А теперь вам предстоит создать свой текст, употребив в нем СПП с придаточными определительными. Это лингвистическое сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?» Назовите особенности текста-рассуждения. Слайд 10.
-Рассказать о роли запятых поможет текст Г.Граник и С.Бондаренко. Вспомним еще раз, какова его тема? ( Роль пунктуации в письменной речи.) Какова основная мысль? ( Знаки препинания делят текст на смысловые части, помогают однозначно понимать написанное.) Слайд 11-12.(Используется анимация-увеличение объекта).
-Какую роль играют запятые в письменной речи? (Разделительную, выделительную)
-Расскажите о роли запятых, приведите два примера из данного текста о разных функциях запятой, указывая номера нужных предложений. Объем сочинения не менее 50 слов. По возможности используйте в своем сочинении сложные конструкции, в том числе и СПП с придаточными определительными.
Проверка.
Работа одного из учеников.
Запятая – знак препинания, без которого нельзя обойтись.
Знаки препинания делят текст на смысловые части и помогают читающему и пишущему однозначно понимать написанное. Запятые, например, разделяют части сложного предложения (предложения 2, 4) , однородные члены ( предложения 4, 6). С помощью запятой можно выделить обособленные обстоятельства (предложение 5).
По справедливому утверждению К.Паустовского, «знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». С ним нельзя не согласиться.
6.Подведение итогов урока.
- Что сегодня на уроке было главным? Что было важным?
-5-
7.Оценки за урок, «Своя валюта» ( карточки «Талант» даются в качестве поощрения тем учащимся, которые отвечали на уроке, но еще не могут быть оценены. В процессе дальнейшей работы на уроках за 5 накопленных «талантов» выставляется оценка в журнал).
8.Домашнее задание.
1.Повторить пар.10.
2.Знать правописание и лексическое значение нового слова.Сконструировать с ним и записать простое предложение.
3.На выбор: упр.99, 100, 101.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист.
Задание 1.Словарная работа.
Заполните левый столбик подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.
Список литературы по теме –
Общий вид местности –
Изменение тела под действием внешних сил –
Пояснительное замечание –
Глава государства, крупных компаний –
Лицо, рассчитывающее на что-либо-
Физическое насилие –
Всенародный опрос для решения государственного вопроса –
Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница?
Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.
Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
-6-
Задание 3.
Укажите среди данных предложений СПП с придаточными определительными, графически объясните свой выбор. ( Работа выполняется в рабочих листах и на интерактивной доске.)
1)Я всё-таки твердо верю, что наука – самое важное в жизни людей.
2)Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.
3)Был час ночи – время, когда природа погружена в сон.
4)Нужно серьезно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.
5)Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.
6)Только то прекрасно, что серьезно
Задание 4.
Расставить пропущенные знаки препинания, вставить орфограммы. Поставить себе оценку.
(1)Письме…ая речь без знаков препинания трудна для понимания. (2)В начале прошлого века подобные трудности в пон..мани... написа…ого возн..кали довольно часто так как знание пунктуацио…ых правил не сч…талось об..зательным.
(3)Об огромной роли четкой ра…тановки знаков ра…казал К.Паустовский в книге «Золотая роза». (4) Писатель А.Соболев пр..нес в редакцию газеты ра…каз который был интересен по теме но написан пута..ыми раздерга…ыми фразами. (5)Ко(р,рр)ектор Благов взялся править произведение (не) выбросив и (не) вписав н.. одного слова. (6)Такое чудесное пр..вращение с текстом произошло только потому что ко(р,рр)ектор правильно ра…тавил знаки препинания разбил его на абзацы.
(7)Без умения ставить знаки препинания (не)возможно овл..деть письме…ой речью в целом поэтому так важно знать пунктуацию – раздел языкознания в котором ра… казывается об их употреблени.. . (8)Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему ра…ыпаться – писал К.Паустовский.
( По Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко )
Мурманский
международный лицей
1
Т А Л А Н Т
-1-
9 класс Урок - закрепление
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ
Цель урока:
1)закрепить умение опознавать СПП с придаточными определительными по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова; производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи; повторить правописание слов с непроверяемыми орфограммами, НЕ с разными частями речи; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий;
2)продолжить работу по формированию умений и навыков использования различных способов самоконтроля, опорных схем для закрепления теоретических сведений, создания текста-рассуждения на лингвистическую тему.
Оборудование: рабочие листы с заданиями, интерактивная доска ПО Notebook 10: опорные схемы «СПП», «Текст», «Текст-рассуждение», задания к уроку.
Ход урока.
1.Организационный момент.Сообщение цели урока.
2.Орфоэпическая разминка. Слайд 1.( По цепочке уч-ся произносят слова с соблюдением орфоэпических норм).
- Укажите среди данных слов слова, в которых все согласные твердые (ворота, договор, кафе, квартал), все согласные звонкие (балую, договор, намерение, нанял), слова, в которых ударение падает на третий слог ( баловать, диспенсер, договор и др.).
-Орфоэпия тесно связана с орфографией. Почему? ( Орфография изучает правописание слов, а мы не всегда пишем так, как слышим и говорим.)
3.Обращение к рабочим листам.
Задание 1.Словарная работа. Слайд 2.(Проверка правописания и лексического значения слов из словаря.)
Заполните левый столбик подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.
Данное задание на интерактивной доске на оценку выполняет 1 ученик (используется функция движения объектов,утилита множ.клонирования), затем учащиеся сверяют свою работу с работой на доске, вносят при необходимости коррективы. В Power Point проверка коллективная.
- Пополняем нашу речь еще одним словом из словаря.Угадайте это слово.
Слайд 3.
С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема. Это… ИНИЦИАТИВА. (Используется функция движения объектов: убирается
прямоугольник; используется анимация:слово увеличивается ).
Учащиеся записывают слово, определяют его лексическое значение.
- Составьте и запишите с данным словом словосочетание со связью согласование (например, ученическая инициатива).
- Замените это словосочетание синонимичным со связью управление. (Инициатива учеников.)
- Какой раздел языкознания изучает строение словосочетания? (Синтаксис)
-Что еще является предметом изучения синтаксиса? (Предложение, текст)
Задание 2. Слайд 4.
Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница?
Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.
Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
Определяя грамматические основы предложений, учащиеся приходят к выводу, что первое предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, а второе простое, односоставное, безличное, осложнено вводным словом.
-Что же мы знаем о сложноподчиненном предложении? Слайд 5.
С опорой на схемы уч-ся дает развернутый ответ о строении СПП, средствах связи между главным и придаточным, о месте придаточного предложения по отношению к главному.(На оценку с приведением своих примеров.)
- Каковы виды придаточных предложений?
-Определите по вопросам, какие виды придаточных представлены в данных схемах?
Задание 3. Слайд 6.
Укажите среди данных предложений СПП с придаточными определительными, графически объясните свой выбор. ( Работа выполняется в рабочих листах и на интерактивной доске.)
1)Я всё-таки твердо верю, что наука – самое важное в жизни людей.
2)Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.
3)Был час ночи – время, когда природа погружена в сон.
-3-
4)Нужно серьезно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.
5)Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.
6)Только то прекрасно, что серьезно.
- На основании проделанной работы еще раз назовите основные признаки придаточных определительных.
Работа с текстом.(Текст в рабочих листах)
Задание 4. Слайд 7.
Расставить пропущенные знаки препинания, вставить орфограммы.Поставить себе оценку.
(1)Письме…ая речь без знаков препинания трудна для понимания. (2)В начале прошлого века подобные трудности в пон..мани... написа…ого возн..кали довольно часто так как знание пунктуацио…ых правил не сч…талось об..зательным.
(3)Об огромной роли четкой ра…тановки знаков ра…казал К.Паустовский в книге «Золотая роза». (4) Писатель А.Соболев пр..нес в редакцию газеты ра…каз который был интересен по теме но написан пута..ыми раздерга…ыми фразами. (5)Ко(р,рр)ектор Благов взялся править произведение (не) выбросив и (не) вписав н.. одного слова. (6)Такое чудесное пр..вращение с текстом произошло только потому что ко(р,рр)ектор правильно ра…тавил знаки препинания разбил его на абзацы.
(7)Без умения ставить знаки препинания (не)возможно овл..деть письме…ой речью в целом поэтому так важно знать пунктуацию – раздел языкознания в котором ра… казывается об их употреблени.. . (8)Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему ра…ыпаться – писал К.Паустовский.
( По Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко )
Проверка.
- Докажите, что данные предложения являются текстом.Слайд 8.
- Какие синтаксические конструкции представлены в данном тексте?
-Графически объяснить знаки препинания в простых предложениях, в сложных предложениях и указать вид придаточных.
Алгоритм действия «Запятая в сложном предложении»:
1)нахождение грамматической основы;
2)определение средства связи между частями (союзы, союзные слова);
3)вопрос к придаточному предложению;
4)определение вида придаточного.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, работая по алгоритму на интерактивной доске, сверяют свою работу с работой на доске.
Самопроверка орфографии.
-Над какими видами орфограмм работали? Кто справился без ошибок? Соответствуют ли ваши оценки нормам оценок?
4.Конструирование СПП с придаточными определительными.
Устранение речевых недочетов. Упражнение 95. Слайд 9.(Предложения проецируются на интерактивную доску, применяется функция движения объектов, скрытие объекта)
1.Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.
-4-
2.Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.
3.На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.
-Как можно устранить речевой недочет? (Заменить определительное придаточное, если это возможно, обособленным определением.)
Для справок: находившийся в лощине; начинавшийся сразу за лесом; засеянного рожью и гречихой; наполнявших комнату ароматом; имевшую праздничный вид. (На слайде слова скрыты в прямоугольники.)
Учащиеся предлагают свои варианты, предложение конструируется на доске, затем записывается в тетрадь. Знаки препинания расставляются и объясняются.
-Сделайте вывод: для чего нужно уметь пользоваться синтаксическими синонимами? (Синтаксические синонимы позволяют избежать речевых недочетов, делают речь выразительнее.)
5.Работа над лингвистическим сочинением- рассуждением.
-А теперь вам предстоит создать свой текст, употребив в нем СПП с придаточными определительными. Это лингвистическое сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?» Назовите особенности текста-рассуждения. Слайд 10.
-Рассказать о роли запятых поможет текст Г.Граник и С.Бондаренко. Вспомним еще раз, какова его тема? ( Роль пунктуации в письменной речи.) Какова основная мысль? ( Знаки препинания делят текст на смысловые части, помогают однозначно понимать написанное.) Слайд 11-12.(Используется анимация-увеличение объекта).
-Какую роль играют запятые в письменной речи? (Разделительную, выделительную)
-Расскажите о роли запятых, приведите два примера из данного текста о разных функциях запятой, указывая номера нужных предложений. Объем сочинения не менее 50 слов. По возможности используйте в своем сочинении сложные конструкции, в том числе и СПП с придаточными определительными.
Проверка.
Работа одного из учеников.
Запятая – знак препинания, без которого нельзя обойтись.
Знаки препинания делят текст на смысловые части и помогают читающему и пишущему однозначно понимать написанное. Запятые, например, разделяют части сложного предложения (предложения 2, 4) , однородные члены ( предложения 4, 6). С помощью запятой можно выделить обособленные обстоятельства (предложение 5).
По справедливому утверждению К.Паустовского, «знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». С ним нельзя не согласиться.
6.Подведение итогов урока.
- Что сегодня на уроке было главным? Что было важным?
-5-
7.Оценки за урок, «Своя валюта» ( карточки «Талант» даются в качестве поощрения тем учащимся, которые отвечали на уроке, но еще не могут быть оценены. В процессе дальнейшей работы на уроках за 5 накопленных «талантов» выставляется оценка в журнал).
8.Домашнее задание.
1.Повторить пар.10.
2.Знать правописание и лексическое значение нового слова.Сконструировать с ним и записать простое предложение.
3.На выбор: упр.99, 100, 101.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист.
Задание 1.Словарная работа.
Заполните левый столбик подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.
Список литературы по теме –
Общий вид местности –
Изменение тела под действием внешних сил –
Пояснительное замечание –
Глава государства, крупных компаний –
Лицо, рассчитывающее на что-либо-
Физическое насилие –
Всенародный опрос для решения государственного вопроса –
Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница?
Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.
Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
-6-
Задание 3.
Укажите среди данных предложений СПП с придаточными определительными, графически объясните свой выбор. ( Работа выполняется в рабочих листах и на интерактивной доске.)
1)Я всё-таки твердо верю, что наука – самое важное в жизни людей.
2)Чай вышли пить в сад, где цвели резеда и табак.
3)Был час ночи – время, когда природа погружена в сон.
4)Нужно серьезно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.
5)Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.
6)Только то прекрасно, что серьезно
Задание 4.
Расставить пропущенные знаки препинания, вставить орфограммы. Поставить себе оценку.
(1)Письме…ая речь без знаков препинания трудна для понимания. (2)В начале прошлого века подобные трудности в пон..мани... написа…ого возн..кали довольно часто так как знание пунктуацио…ых правил не сч…талось об..зательным.
(3)Об огромной роли четкой ра…тановки знаков ра…казал К.Паустовский в книге «Золотая роза». (4) Писатель А.Соболев пр..нес в редакцию газеты ра…каз который был интересен по теме но написан пута..ыми раздерга…ыми фразами. (5)Ко(р,рр)ектор Благов взялся править произведение (не) выбросив и (не) вписав н.. одного слова. (6)Такое чудесное пр..вращение с текстом произошло только потому что ко(р,рр)ектор правильно ра…тавил знаки препинания разбил его на абзацы.
(7)Без умения ставить знаки препинания (не)возможно овл..деть письме…ой речью в целом поэтому так важно знать пунктуацию – раздел языкознания в котором ра… казывается об их употреблени.. . (8)Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему ра…ыпаться – писал К.Паустовский.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.