Презентация на тему "Слова категории состояния" 7 класс

Презентация: Слова категории состояния
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

С помощью этой работы по русскому языку ученики узнают о такой самостоятельной части речи, как слова категории состояния. Также им предстоит узнать кто первый ввел этот термин в лингвистику и понять для чего нужно было такое выделение.

Краткое содержание

  • Изучаем слова категории состояния
  • Щерба Л.В. - создатель термина
  • Морфологические признаки
  • Синтаксическая роль
  • Обучающие таблицы
  • Задание для самостоятельной работы


Содержание

  • Презентация: Слова категории состояния
    Слайд 1

    Слова категории состояния

    Урок русского языка в 7 классе

    С. А. Шестакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосновская ООШ»

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Сравните предложения

    • Его лицо было грустно.
    • Он грустно улыбнулся.
    • Мне грустно.
  • Слайд 3

    Слова категории состояния

    • Знакомиться со словами категории состояния: морфологическими признаками и синтаксической ролью.
    • Учиться отличать слова категории состояния от других частей речи.
    • Употреблять слова категории состояния в речи в составе предложений.
  • Слайд 4

    Из истории части речи

    Впервые термин «категория состояния» ввёл в лингвистике Лев Владимирович Щерба

    в статье «О частях речи в русском языке»

    (1928 г.)

  • Слайд 5

    Определение части речи

    Категория состояния— это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?

  • Слайд 6

    Заполните таблицу «Различение частей речи»

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Состояние природы и состояние человека

  • Слайд 9

    Домашнее задание

    Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

    На выбор:

    - Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

    Или

    - Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

  • Слайд 10

    Критерии оценивания

    «5» - материал усвоен, могу объяснить другим.

    «4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.

    «3» - материал усвоен, но есть вопросы.

  • Слайд 11

    Источники

Посмотреть все слайды

Конспект

Анонс урока

Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Программа: Под редакцией М. М. Разумовской

Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

Тема урока: Слова категории состояния.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Формирование навыка определения слов категории состояния как самостоятельной части речи.

Задачи:

- Познакомить со значением категории состояния, её морфологическими признаками и синтаксической ролью.

- Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

- Уметь определять, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.

Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

- определять слова категории состояния, знать их отличительные признаки и употреблять их в речи в составе односоставных предложений.

Оборудование, наглядность:

Проектор, презентация.

КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока

Примечание

Организационный момент: Приветственное слово учителя.

Мотивационный момент урока:

Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)

Его лицо было грустно.

Он грустно улыбнулся.

Мне грустно.

Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи.

Какое предложение вызвало затруднение? Почему?

Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели)

Работаем с новым материалом:

- Работаем с теоретическим материалом учебника стр.76-77. Отметим известное галочкой, а новое воскл. знаком. (Дети работают с материалом учебника)

- Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу.

- Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:

Категория состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?

- А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния:

Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?

Н.ф. (т.к. в тексте)

Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.

Синтаксическая роль: (сказуемое)

Физкультминутка: (Приложение 4) Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия, вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание.

Продолжаем работать с новым материалом:

- А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы – приложение 1)

- Проверяем, что у нас получилось.

Применяем полученные знания на практике:

- Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 182 стр. 77. Выполните задание 1 и 3. (Дети выполняют упр. 182)

- Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Дети работают с раздаткой – приложение 2. Зачитывают примеры.)

- А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.)

- Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения)

Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).

Домашнее задание: (Приложение 3) Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

На выбор:

- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

Или

- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

Этап оценивания: Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами)

Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке…, используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно, утомительно…

Спасибо за урок!

Литература:

Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. - 14-е изд., – М.: Просвещение, 2007.

Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/670/74670889_483364511.jpg

http://www.linzik.com/uploads/posts/pics/Vneseni_izmeneniya_v_normi_russkogo_yazika.jpg

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Приложение 1

Таблица «Различение частей речи»

Вопросы

сущ.

глагол

не зависит от других слов

каков (-а,

-о, -ы?)

как? где?

Как? каково?

Признак

предмета

признак действия

состояние природы, человека, оценку действия

сказу-

емое

обстоятель-

ство

сказуемое в безличном предложении

по р., ч., п.

не изменяется

не изменяется

________________________________________________________________

Приложение 1

Таблица «Различение частей речи»

Вопросы

сущ.

глагол

не зависит от других слов

каков (-а,

-о, -ы?)

как? где?

Как? каково?

Признак

предмета

признак действия

состояние природы, человека, оценку действия

сказу-

емое

обстоятель-

ство

сказуемое в безличном предложении

по р., ч., п.

не изменяется

не изменяется

Приложение 2

М. Ю. Лермонтов - «И скучно и грустно»

И скучно и грустно! - и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды... �Желанья... что пользы напрасно и вечно желать? �А годы проходят - все лучшие годы!.. �_________________________________________________________

М. Ю. Лермонтов - «Отчего»

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.

_________________________________________________________

А. А. Фет - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Ель рукавом мне тропинку завесила.�Ветер. В лесу одному�Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -�Я ничего не пойму…

__________________________________________________________

А. С. Пушкин - «На холмах Грузии»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

__________________________________________________________

С. А. Есенин «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.�Словно серые вороны

Раскричались на лугу.

__________________________________________________________

Приложение 3

Домашнее задание:

Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

На выбор:

- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

Или

- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

________________________________________________________________

Приложение 3

Домашнее задание:

Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

На выбор:

- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

Или

- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

________________________________________________________________

Приложение 3

Домашнее задание:

Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

На выбор:

- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

Или

- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

Приложение 4

ВЕСЕЛО

НЕМНОГО

ИЗДАЛИ

ВДАЛЕКЕ

БОЛЬНО

УЮТНО

ЗАВТРА

ВСЕГДА

МОРОЗНО

ХОЛОДНО

НАРЕЧИЕ

СЛОВА КАТЕГОРИИ

СОСТОЯНИЯ

�PAGE � �PAGE �11�

Анонс урока

Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Программа: Под редакцией М. М. Разумовской

Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

Тема урока: Слова категории состояния.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Формирование навыка определения слов категории состояния как самостоятельной части речи.

Задачи:

- Познакомить со значением категории состояния, её морфологическими признаками и синтаксической ролью.

- Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

- Уметь определять, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.

Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

- определять слова категории состояния, знать их отличительные признаки и употреблять их в речи в составе односоставных предложений.

Оборудование, наглядность:

Проектор, презентация.

КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока

Примечание

Организационный момент: Приветственное слово учителя.

Мотивационный момент урока:

Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)

Его лицо было грустно.

Он грустно улыбнулся.

Мне грустно.

Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи.

Какое предложение вызвало затруднение? Почему?

Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели)

Работаем с новым материалом:

- Работаем с теоретическим материалом учебника стр.76-77. Отметим известное галочкой, а новое воскл. знаком. (Дети работают с материалом учебника)

- Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу.

- Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:

Категория состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?

- А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния:

Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?

Н.ф. (т.к. в тексте)

Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.

Синтаксическая роль: (сказуемое)

Физкультминутка: (Приложение 4) Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия, вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание.

Продолжаем работать с новым материалом:

- А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы – приложение 1)

- Проверяем, что у нас получилось.

Применяем полученные знания на практике:

- Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 182 стр. 77. Выполните задание 1 и 3. (Дети выполняют упр. 182)

- Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Дети работают с раздаткой – приложение 2. Зачитывают примеры.)

- А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.)

- Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения)

Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).

Домашнее задание: (Приложение 3) Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

На выбор:

- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

Или

- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

Этап оценивания: Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами)

Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке…, используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно, утомительно…

Спасибо за урок!

Литература:

Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. - 14-е изд., – М.: Просвещение, 2007.

Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/670/74670889_483364511.jpg

http://www.linzik.com/uploads/posts/pics/Vneseni_izmeneniya_v_normi_russkogo_yazika.jpg

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Приложение 1

Таблица «Различение частей речи»

Вопросы

сущ.

глагол

не зависит от других слов

каков (-а,

-о, -ы?)

как? где?

Как? каково?

Признак

предмета

признак действия

состояние природы, человека, оценку действия

сказу-

емое

обстоятель-

ство

сказуемое в безличном предложении

по р., ч., п.

не изменяется

не изменяется

________________________________________________________________

Приложение 1

Таблица «Различение частей речи»

Вопросы

сущ.

глагол

не зависит от других слов

каков (-а,

-о, -ы?)

как? где?

Как? каково?

Признак

предмета

признак действия

состояние природы, человека, оценку действия

сказу-

емое

обстоятель-

ство

сказуемое в безличном предложении

по р., ч., п.

не изменяется

не изменяется

Приложение 2

М. Ю. Лермонтов - «И скучно и грустно»

И скучно и грустно! - и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды... �Желанья... что пользы напрасно и вечно желать? �А годы проходят - все лучшие годы!.. �_________________________________________________________

М. Ю. Лермонтов - «Отчего»

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.

_________________________________________________________

А. А. Фет - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Ель рукавом мне тропинку завесила.�Ветер. В лесу одному�Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -�Я ничего не пойму…

__________________________________________________________

А. С. Пушкин - «На холмах Грузии»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

__________________________________________________________

С. А. Есенин «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.�Словно серые вороны

Раскричались на лугу.

__________________________________________________________

Приложение 3

Домашнее задание:

Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

На выбор:

- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

Или

- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

________________________________________________________________

Приложение 3

Домашнее задание:

Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

На выбор:

- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

Или

- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

________________________________________________________________

Приложение 3

Домашнее задание:

Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).

На выбор:

- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.

Или

- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».

Приложение 4

ВЕСЕЛО

НЕМНОГО

ИЗДАЛИ

ВДАЛЕКЕ

БОЛЬНО

УЮТНО

ЗАВТРА

ВСЕГДА

МОРОЗНО

ХОЛОДНО

НАРЕЧИЕ

СЛОВА КАТЕГОРИИ

СОСТОЯНИЯ

�PAGE � �PAGE �11�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке