Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
С помощью этой работы по русскому языку ученики узнают о такой самостоятельной части речи, как слова категории состояния. Также им предстоит узнать кто первый ввел этот термин в лингвистику и понять для чего нужно было такое выделение.
С. А. Шестакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосновская ООШ»
pptcloud.ru
Слайд 2
Сравните предложения
Его лицо было грустно.
Он грустно улыбнулся.
Мне грустно.
Слайд 3
Слова категории состояния
Знакомиться со словами категории состояния: морфологическими признаками и синтаксической ролью.
Учиться отличать слова категории состояния от других частей речи.
Употреблять слова категории состояния в речи в составе предложений.
Слайд 4
Из истории части речи
Впервые термин «категория состояния» ввёл в лингвистике Лев Владимирович Щерба
в статье «О частях речи в русском языке»
(1928 г.)
Слайд 5
Определение части речи
Категория состояния— это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?
Слайд 6
Заполните таблицу «Различение частей речи»
Слайд 7
Слайд 8
Состояние природы и состояние человека
Слайд 9
Домашнее задание
Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).
На выбор:
- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Или
- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
Слайд 10
Критерии оценивания
«5» - материал усвоен, могу объяснить другим.
«4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.
«3» - материал усвоен, но есть вопросы.
Слайд 11
Источники
Посмотреть все слайды
Конспект
Анонс урока
Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Программа: Под редакцией М. М. Разумовской
Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
Тема урока: Слова категории состояния.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: Формирование навыка определенияслов категории состояния как самостоятельной части речи.
Задачи:
- Познакомить со значением категории состояния, её морфологическими признаками и синтаксической ролью.
- Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
- Уметь определять, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:
- определять слова категории состояния, знать их отличительные признаки и употреблять их в речи в составе односоставных предложений.
Оборудование, наглядность:
Проектор, презентация.
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока
Примечание
Организационный момент: Приветственное слово учителя.
Мотивационный момент урока:
Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)
Его лицо было грустно.
Он грустно улыбнулся.
Мне грустно.
Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи.
Какое предложение вызвало затруднение? Почему?
Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели)
Работаем с новым материалом:
- Работаем с теоретическим материалом учебника стр.76-77. Отметим известное галочкой, а новое воскл. знаком. (Дети работают с материалом учебника)
- Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу.
- Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:
Категория состояния— это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?
- А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния:
Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?
Н.ф. (т.к. в тексте)
Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.
Синтаксическая роль: (сказуемое)
Физкультминутка: (Приложение 4) Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия, вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание.
Продолжаем работать с новым материалом:
- А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы – приложение 1)
- Проверяем, что у нас получилось.
Применяем полученные знания на практике:
- Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 182 стр. 77. Выполните задание 1 и 3. (Дети выполняют упр. 182)
- Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Дети работают с раздаткой – приложение 2. Зачитывают примеры.)
- А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.)
- Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения)
Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).
- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Или
- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
Этап оценивания: Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами)
Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке…, используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно,трудно, душно, утомительно…
Спасибо за урок!
Литература:
Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. - 14-е изд., – М.: Просвещение, 2007.
Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
В минуту душевной невзгоды... �Желанья... что пользы напрасно и вечно желать? �А годы проходят - все лучшие годы!.. �_________________________________________________________
- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Или
- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
Приложение 4
ВЕСЕЛО
НЕМНОГО
ИЗДАЛИ
ВДАЛЕКЕ
БОЛЬНО
УЮТНО
ЗАВТРА
ВСЕГДА
МОРОЗНО
ХОЛОДНО
�
НАРЕЧИЕ
СЛОВА КАТЕГОРИИ
СОСТОЯНИЯ
�PAGE �
�PAGE �11�
Анонс урока
Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Программа: Под редакцией М. М. Разумовской
Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
Тема урока: Слова категории состояния.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: Формирование навыка определенияслов категории состояния как самостоятельной части речи.
Задачи:
- Познакомить со значением категории состояния, её морфологическими признаками и синтаксической ролью.
- Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
- Уметь определять, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:
- определять слова категории состояния, знать их отличительные признаки и употреблять их в речи в составе односоставных предложений.
Оборудование, наглядность:
Проектор, презентация.
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока
Примечание
Организационный момент: Приветственное слово учителя.
Мотивационный момент урока:
Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)
Его лицо было грустно.
Он грустно улыбнулся.
Мне грустно.
Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи.
Какое предложение вызвало затруднение? Почему?
Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели)
Работаем с новым материалом:
- Работаем с теоретическим материалом учебника стр.76-77. Отметим известное галочкой, а новое воскл. знаком. (Дети работают с материалом учебника)
- Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу.
- Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:
Категория состояния— это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?
- А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния:
Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?
Н.ф. (т.к. в тексте)
Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.
Синтаксическая роль: (сказуемое)
Физкультминутка: (Приложение 4) Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия, вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание.
Продолжаем работать с новым материалом:
- А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы – приложение 1)
- Проверяем, что у нас получилось.
Применяем полученные знания на практике:
- Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 182 стр. 77. Выполните задание 1 и 3. (Дети выполняют упр. 182)
- Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Дети работают с раздаткой – приложение 2. Зачитывают примеры.)
- А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.)
- Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения)
Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).
- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Или
- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
Этап оценивания: Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами)
Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке…, используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно,трудно, душно, утомительно…
Спасибо за урок!
Литература:
Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. - 14-е изд., – М.: Просвещение, 2007.
Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
В минуту душевной невзгоды... �Желанья... что пользы напрасно и вечно желать? �А годы проходят - все лучшие годы!.. �_________________________________________________________
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.