Содержание
-
Развитие словаря
Округина Л.В. учитель-логопед МБОУ «СОШ№17» Усть-Илимск 2012
-
План
Что такое словарь? Как он формируется? Какие речевые ошибки встречаются у учащихся? Какие существуют методические приёмы при работе над значением нового слова? Какие игры можно использовать для активизации, расширения, уточнения словаря?
-
СЛОВАРЬ (ЛЕКСИКОН) – запас слов, которым владеет человек.ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ – часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку.АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневном общении конкретным человеком.
-
Развитие словарного запаса(по Е.А. Аркину)
-
Развитие словарного запаса
1 г. 4 м. – 4-5 слов 1 г. 6 м. – 30 слов 2 г. – 200 слов 6 – 7 л. – 1500-2000 слов Среднестатистический молодой человек XXI века активно владеет примерно 32 тысячами слов. !
-
Результаты обследования словарного запаса учащихся с нарушениями речи:
бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, часто преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова.
-
Речевые ошибки, выявленные в ходе обследования:
-
Отождествление слов разных по значению, но сходных по звучанию:
«куст-кисть» «кобура-конура» «кавалер-кавалерист» «кузнец-кузнечик»
-
Замена названий предметов, внешне сходных между собой:
«фартук-сарафан» «таракан-паук» «душ-фонтан» «полка-подоконник»
-
Замена названий одних предметов другими, сходными по назначению:
«тарелка-миска» «щётка-метла» «чайник-лейка»
-
Замена одних предметов другими, ситуативно связанными с ними:
«цветы-клумба» «конверт-марка» «вода-ведро» «скворец-скворечник»
-
Замена одного названия другим на основе ситуации, с которой связан предмет:
«лёд-каток» «палки-рама» «пальто-вешалка» «лесенка-перила»
-
Замена названия части предмета или его деталей названием целого:
«платье-воротник» «машина-кузов» «окно-подоконник»
-
Замена слова, обозначающего общее понятие, словом, обозначающим частные понятия:
«ботинки-обувь» «тарелки-посуда» «ромашки-цветы»
-
Замена слова словосочетанием или предложением:
«кран льёт воду» - душ «будка для собачки» - конура «копают землю» - яма
-
Замена названия действия с предметами названиями самих предметов и наоборот:
«дверь-открывать» «летать-самолёт» «болеть-лекарство»
-
Замена названий признаков названиями предметов:
железный - «железо» картонный – «картон» деревянный – «деревяшка»
-
Причины бедности словарного запаса:
неблагоприятные социальные условия (языковая среда); низкий уровень познавательной деятельности; ограниченность представлений и знаний об окружающем мире; несформированность интересов; снижение потребности в контактах; слабость вербальной памяти.
-
Ребенок должен с рождения слышать речь. Говорить с ребёнком медленно, четко выговаривая, простыми предложениями, подкрепляя свои слова действиями и жестами. Общение можно и нужно совмещать с любыми занятиями. Называть предметы и явления действительности. Вводить новые слова. Подбирать антонимы. Учить ребенка обобщать. Читать и разыгрывать сказки. Водить ребенка в музей, цирк, зоопарк, на выставки… Советы мамам и бабушкам:
-
П О Л Е З Н О: Читать вслух. Пересказывать близко к тексту. Работать со словарями. Учить наизусть стихи и прозу, цитаты и афоризмы, пословицы и т.д.
-
Приемы работы над значением нового слова : Наглядное объяснение (показ предмета или действия, обозначаемым словом), Словесное толкование. Описательный способ. Вся необходимая информация о семантике слова даётся в описательной части, которая вводится в определение словами: тот – кто, то – что, такой – который, так – что и др. Способ логического определения (подведение слова под ближайший род и выделение видовых признаков) в сочетании с иллюстрацией. Способ перечисления предметов, признаков, действий, которые называются данным словом. Способ подбора синонимов тождественных или близких по своему лексическому значению. Способ подбора антонимов. Способ одновременного подбора синонимов и антонимов. Способ объяснения слов через анализ морфологической структуры и словообразования. Способ этимологического анализа. Рекомендации учителям:
-
И ПОМНИТЕ:
Лишнего словарного запаса не бывает!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.