Содержание
-
Сложноподчинённые предложения
с придаточными изъяснительными Комарова Валерия Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Волково»
-
Цели урока:
дать представление о СПП с придаточными изъяснительными, показать разнообразие их значений; совершенствовать пунктуационные навыки.
-
Прочитайте предложения и рассмотрите их схемы. Что общего вы можете отметить в строении этих предложений? В чём различия?
Ты говорил, что решил эту задачу. […глагол], (что…). Ты сказал, чтобы я решил эту задачу. […глагол], (чтобы…). Ты спросил, как решить эту задачу. […глагол], (как…). Ты не сказал о том, где найти эту задачу. […глаг.+ указ. сл.], (где…).
-
Замените данные предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет». Собака словно просила: «Не прогоняйте меня!» Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?»
-
Проверь себя!
По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет. Собака словно просила, чтобы её не прогоняли. Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены. В косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.
-
Придаточные изъяснительные
отвечают на падежные вопросы; Относятся к словам, которые имеют значения речи, мысли или чувства; это чаще всего глаголы, реже другие части речи, например, существительные и краткие прилагательные: Он сказал леснику (что?), что заблудился. Я рад (чему?), что успешно сдал экзамены.
-
Придаточные изъяснительные присоединяются к изъясняемому слову:
при помощи союзов что, как, будто, чтобы; Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье. при помощи союзных слов: Дети чувствуют, кто их любит. (Л. Толстой) при помощи частицы ли, употреблённой в значении союза: Я не знаю, успею ли завтра на первый урок.
-
Указательные слова в СПП с придаточными изъяснительными
В главном предложении при изъясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Сравните, например: Никто не знал, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова. Никто не знал того, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.
-
Найдите все СПП с придаточными изъяснительными
Как только мы побелили потолок, выяснилась интересная подробность. (В. Шефнер) Нет сомнений в том, что первые впечатления являются самыми яркими. (В. Бианки) Писатель обязан постоянно находиться за рабочим столом и помнить, что его трудов ждут читатели. (В. Пикуль) Поезд остановился в смешанном лесу, где берёзы просвечивали сквозь заросли молодых дубов. (А. Медников) Дополнительное задание: объясните выделенные орфограммы.
-
Проверь себя!
Нет сомнений в том (в чём?), что первые впечатления являются самыми яркими. (В. Бианки) Писатель обязан постоянно находиться за рабочим столом и помнить (о чём?), что его трудов ждут читатели. (В. Пикуль)
-
Спишите, расставляя запятые и вставляя пропущенные буквы.
Я (по)прежнему такой же нежный И м_чтаю только лиш(?) о том Чтоб скорее от тоски мятежной Воротит(?)ся в низ_нький наш дом. (С. Есенин) Губ_рнатору хотелось пог_ворить с Софьей узнать (не)ску_но ли ей у него жить (не)хочет(?)ся ли в Москву. (И. Сургучёв)
-
Проверь себя!
Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин) Губернатору хотелось поговорить с Софьей, узнать,не скучно ли ей у него жить,не хочется ли в Москву. (И. Сургучёв)
-
Рефлексия
-
Спасибо за внимание!
-
Список источников
1. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 368 с. 2. Григорьева М.В., Назарова Т.Н. Диктанты по русскому языку: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 207 с. 3. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [С.Г.Бархударов и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 255 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.