Содержание
-
Сочинение по картине как один из элементов системы работы по развитию речи
Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 Сысоевой Ириной Ивановной
-
Живопись – поэзия, которую видят,а поэзия – живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи
-
Живопись—часть культуры народа, и в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, причем духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение родной речи.
-
Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного, связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
-
Эффективность воздействия живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Эмоциональные факторы приобретают большое значение в процессе усвоения разных аспектов изучаемого языка. Уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
-
Ещё в середине XIX века основоположником отечественной методики преподавания русского языка Ф.И. Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа. В настоящее время в методической литературе по проблемам обучения родному языку существует точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению языка.
-
Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.
-
Использование произведения живописи на уроках русского языка позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся, позволяет реализовать учащимися познавательно-творческую потребность.
-
Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение.
-
Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение, которое пробуждает у них собственную потребность в творчестве, которая может быть реализована, например, в такой деятельности, как создание сценария, сочинения, рассказов по репродукции, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному на ней моменту, разыгрывание ролей её персонажей, наделение их биографиями. При этом важно, чтобы учитель выступал в роли посредника, усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения, его воспитательное воздействие на учащихся, способствуя проявлению собственных творческих способностей детей с учетом их возраста и уровня владения речью.
-
Отбор картин для уроков развития речи
При отборе произведения живописи для работы на уроке, следует руководствоваться следующими критериями: Соответствие поставленным учебным задачам; Ярко выраженный, понятный определенному возрасту сюжет; Соответствие между достаточной информативностью картины и уровнем языковой компетенции учащихся; Возможность формиравания культуроведческой компетенции учащихся; Целесообразно отбирать произведения отечественных художников, составляющих важную часть национально-культурного самосознания народа; Эстетическая и воспитательная функции; Учет межпредметных связей; Требования программы по развитию связной речи.
-
Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине
Картина, ограниченная рамками одной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Сбор и систематизация материала для сочинения. Умение строить речевые высказывания разных жанров (описание, повествование, рассуждение).
-
Содержание и структура уроков русского языка по картине.
Уроки с использованием картины предполагают эстетически грамотный анализ полотна, внимание к специфическим средствам живописи, закрепляют основы зрительской культуры, умения чувствовать красоту живописного полотна, «читать» его. На таких уроках сочетаются все виды речевой деятельности учащихся: аудирование, говорение, чтение, письмо – при одновременном рассматривании репродукции картины. Отбор языкового и речевого материала для этих уроков определяется внеязыковыми темами, связанными с содержанием картины.
-
Структура урока
Подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя); Рассматривание картины; Анализ картины как произведения искусства (беседа по картине); Словарно-стилистическая и орфографическая работа; Чтение искусствоведческого текста; Анализ искусствоведческого текста; Составление схемы или плана речевого произведения; Устное или письменное сочинение; Анализ письменных работ учащихся.
-
Вступительное слово учителя
Цель – дать сведения о художнике, истории создания картины, подготовить учащихся к восприятию произведения искусства. Могут быть использованы воспоминания или письма художников, касающиеся данного произведения, пересказ отрывков из художественных произведений или чтение стихотворных сторк, близких теме картины.
-
Рассматривание картины и ее анализ (беседа)
В процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать. Образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи. Цель анализа картины – углубить первоначальное её восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы. Анализ картины проводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений или в ходе беседы.
-
Проведение словарной работы
При проведении словарной работы учитель должен организовать её так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремиться не только расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты. Синонимы, эмоционально окрашенные слова.
-
Успешному проведению словарно-стилистической работы способствует использование на уроке толкового словарика, к которому учащиеся обращаются в ходе беседы. Можно использовать словарик живописи, составленный на основе анализа искусствоведческих текстов и включающих толкование терминов, слов, связанных с живописью и список эмоционально-оттеночных слов, относящихся к картине.
-
Чтение и анализ искусствоведческого текста
Анализ образца, проведенный на базе сознательного осмысления содержания картины, во время беседы усиливает эмоциональное восприятие текста и помогает глубже понять его содержание.
-
Методика анализа искусствоведческого текста
Текст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обоих источников. Обращается внимание на искусствоведческие слова и термины, характерные для данного типа текстов. Содержательно-композиционный анализ текста проводится в органической связи со средствами его языкового выражения: Определение темы и основной мысли; Нахождение опорных слов; Выделение структурных частей текста; Определение авторской позиции в тексте; Установление способов связей между предложениями, абзацами и частями текста; Определение композиционного жанра и стиля текста.
-
Составление плана высказывания по картине
Составление плана предстоящего высказывания является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения тесно связан с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения. Целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя, причем вначале составляется простой план, а потом – сложный. При этом следует учитывать композиционный жанр будущего высказывания: описание, повествование, рассуждение, т.к. план в какой-то степни предопределяет тип и стиль речевого произведения.
-
Сочинение по картине и его анализ
В зависимости от задачи урока, наличия у учащихся картины в домашних условиях и времени на уроке письменная работа по картине проводится в классе или задаётся на дом. Проверка и анализ сочинения имеет свою специфику. Которая выражается в том, что учитель, оценивая работу, обращает внимание на то, в какой мере учащийся использовал источник, выполнил ли он поставленную задачу, соответствует ли его высказывание теме и замыслу художника, употребил ли он искусствоведческую лексику. Проверяя письменную работу, учитель должен учитывать, что картина каждым учеником воспринимается индивидуально, и поэтому необходимо проявлять особый такт, поощрять самостоятельность и творческие находки учащихся, оригинальность в речевом оформлении.
-
Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Н. Толстой
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.