Содержание
-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую темуЧасть С2
-
В Модели экзамена 2013 года сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (с2) – альтернативного задания части 3 экзаменационной работы строится на основе цитатного материала: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (К.Г. Паустовский).
-
Данное высказывание, выступая в роли тезиса, требует от выпускников сформированных лингвистических знаний и умения объяснить смысл высказывания: учащимся необходимо продемонстрировать знания по лексике и грамматике русского языка на примере конкретного текста. Это требование отражено в новых критериях оценивания работы С1К1 (наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос): экзаменуемый должен привести рассуждение на теоретическом уровне и написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
-
Не секрет, что выполнение указанных требований для большинства учащихся представляет существенную трудность, потому что сочинение на теоретическом уровне – это результат сформированности универсальных учебных действий: давать определение понятиям, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, делать выводы и др.
-
Практика показывает, что, с одной стороны, для ученика существует проблема понимания текста, а с другой – перед учителем встает задача: как научить понимать текст, а затем создавать свой?
-
Одним из эффективных средств овладения языком науки является использование в процессе обучения нестандартных форм работы. Занимательность в представлении основных понятий, правил школьного курса русского языка в процессе работы с жанром сказки способствует лучшему пониманию материала.
-
Лингвистическая сказка – «мысленный экран» (С. Н. Рерих), условие воздействия на ребенка, средство творческой адаптации, развитие у него наблюдательности, фантазии, зрительной памяти, повышения уровня мотивации в изучении самого лингвистического материала.
-
Пример сказокКак появляются орфограммы
На бал к принцессе Орфографии пришли известные буквы: Ч, Щ, Ж, Ш. Принцесса познакомила их с гостями и объявила танцы. Ч и Щ пригласили буквы А и У , а Ж и Ш – букву И. После танцев принцесса Орфография решила поблагодарить гостей, но ЧА и ЩА перебили ее и сказали: «Мы знаем, что танцевали лучше всех, потому что мы самые главные и самые красивые сочетания букв».
-
На балу разгорелся спор. Стали возражать ЧУ и ЩУ: «Нет, мы самые главные!» ЖИ и ШИ недовольным тоном сказали: «Без нас не обойдется ни один человек ни в одной стране, так что мы самые главные!». Пришлось вмешаться принцессе Орфографии. Она объявила: «Вы все главные, потому что помогаете писать грамотно». С тех пор дружат ЖИ-ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ-ЩУ. (Екатерина Зуева, 5 класс)
-
1. Найдите в этом тексте признаки сказки. 2. Составьте и запишите словарную статью к слову ОРФОГРАФИЯ по типу этимологического словаря. 3. Какое правило языка «зашифровано» в этом тексте?
-
Морфология как раздел науки о языкеИмя существительное
В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? и что? А звали ее Существительное. И было у нее три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье. Оно могло быть собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным. Существительное изменилось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. Так они жили – поживали да добра наживали.
-
1. Определить стиль, тип и жанр текста. Свой ответ аргументируйте. 2. Почему в этой сказке упоминается о городе Орфография, горе Культура речи и о Существительном? Опираясь на содержание сказки, расскажите, с какими разделами русского языка тесно связано имя существительное?
-
Синтаксис. Пунктуация. Культура речизнаки препинания
Жили-были в королевстве Пунктуации Знаки препинания, между которыми часто возникал спор: кто важнее. Точка утверждала: - я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. - Нет, я главный, - заявил Вопросительный знак. – Когда я стою в конце предложения, то оно является вопросительным. Благодаря вопросительным предложениям люди узнают много интересного и полезного.
-
- Главнее всех вас я, - воскликнул Восклицательный знак. – это я дарю людям радость, восхищение, удивление. В спор вмешался дядюшка синтаксис: - Вы все важны, потому что каждый из вас несет информацию людям. С тех пор знаки препинания стали прислушиваться друг к другу и зажили дружно. ( Ольга Алексашина, 6 класс).
-
1. Подберите примеры из художественной литературы или составьте предложения. А) знаки препинания в конце предложения; Б) знаки препинания внутри простого предложения; В) знаки препинания между частями сложного предложения.
-
Спасибо за внимание!
-
Список используемой литературы
1. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 –х классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С2): учебное пособие)/ Т.И. Павлова, Л.Н. Гунина. – Изд. 2-е, исправ. И дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012 – 96с. – (Мастер-класс.) 2. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно - методическое пособие/ Т.И. Павлова, Н. А. Раннева. - Изд. 3-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2011 – 103с. – (Мастер-класс.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.