Презентация на тему "Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему" 9 класс

Презентация: Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему" по русскому языку, включающую в себя 14 слайдов. Скачать файл презентации 0.51 Мб. Для учеников 9 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему
    Слайд 1

    ГОТОВИМСЯ К ГИА

    Задание С2.1.Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

  • Слайд 2

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

    ЗАДАНИЕ С2.1: Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номер нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Слайд 3

    Композиция сочинения-рассуждения

    тезис вывод Аргументы 1 2 Слова Г. Степанова 1 - Словарь2 - Грамматика Подтверждение либо опровержение тезиса (слов Г. Степанова)

  • Слайд 4

    (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. (2)Казалось, она получила задание отвечать за здоровье всех жильцов нашего дома. (3)«От кого получила?» — размышлял я. (4)И лишь повзрослев, понял, что это задание дала маме её совесть. (5)Больных она определяла сразу: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке. (6)Она не могла пройти мимо человека, который недомогал. — (7)Это уж моя болезнь, — говорила мама. — (8)У-у, как вы дышите! — обращалась она к одному. — (9)Не помогать сердцу — это варварство, бескультурье. — (10)Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? — обращалась к другому. — (11)Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу! (12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими: —(13)Себя не жалеют, так пожалели бы близких! (14)«Ваш вид мне не нравится!» — говорила мама, и, вытягиваясь на носках, как во время гимнастики, она ощупывала чей-нибудь лоб. (15)Ладонь её определяла температуру с точностью до десятых. (16)Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. (17)«Бюро добрых услуг» — так прозвали нашу квартиру. — (18)Необидное прозвище, — сказала мама. — (19)Но в бюро не может работать один человек. (20)Должно быть минимум два. (21)Ты понял? — (22)Живёте на износ, бесценная наша, — сокрушался Гнедков. — (23)А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии? (24)Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют. (25)Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа. — (26)Видел бы ваш покойный супруг! (27)Он-то ведь до этой своей болезни... нежил и баловал вас, как дитя! (28)Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги. — (30)Врач — не только профессия, но и образ жизни, — уверяла она.(31)И бюро добрых услуг продолжало действовать. (По А. Алексину)*

  • Слайд 5

    Вступление 1

    1. Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».Действительно, язык – это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, «словарь» (лексика, словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста (назвать автора анализируемого текста).

  • Слайд 6

    Вступление 2

    2. Известный лингвист Г. Степанов считает: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Прежде чем поразмышлять над этим тезисом, определим его ключевые лингвистические понятия: «словарь» и «грамматика». «Словарь» здесь – словарный запас человека, его лексикон. Грамматика – то, как этот «словарь» оформляется с точки зрения словообразования, морфологии, синтаксиса. Обратимся к тексту ( назвать автора текста)

  • Слайд 7

    3. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.   Когда мы говорим «словарь языка», мы, скорее всего, подразумеваем лексику. Вспомним это понятие. Лексика - совокупность слов, словарный состав языка. Запас слов конкретного человека (лексикон) характеризует, насколько богата его речь. Изучая лексику, мы знакомимся и с лексическим значением слов, с синонимами, антонимами, омонимами, с другими понятиями лексики. Грамматика изучает строй языка, его законы. В ней объединены словообразование, морфология и синтаксис. Это очень древняя наука. Она возникла у древних греков, получив свое название от слова  «грамма», то есть буква. Вот почему в старину всякий письменный документ называли грамотой, а человека, умеющего читать и писать, до сих пор называют грамотным. Вступление 3

  • Слайд 8

    Работаем над аргументами

    Чтобы не заблудиться в «море» слов анализируемого текста, в качестве компаса постоянно «держим на руке» фразу-тезис: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». СЛОВАРЬО ЧЕМ? (ЧТО?) ГРАММАТИКА КАК?

  • Слайд 9

    О ЧЕМ ДУМАЮТ ЛЮДИ?

    1. Находим ключевые слова. Определяем их роль в раскрытии идеи текста. Кому они принадлежат (чью речь характеризуют - автора или кого-то из героев повествования)? Как характеризуют (о чем думает автор (герой повествования), произнося эти слова? 2. Находим в тексте (если есть) слова в переносном значении. Кому они принадлежат (чью речь характеризуют - автора или кого-то из героев повествования)? С какой целью человек, употребляющий их, придает им переносный смысл? О чем думает он? Что нового, необычного вносит в его мысли переносный смысл этих слов? 3. Находим в тексте (если есть) синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова, диалектизмы, профессионализмы и др. . Кому они принадлежат (чью речь характеризуют - автора или кого-то из героев повествования)? Какую функцию выполняют слова данной лексической группы? Анализ текста на лексическом уровне

  • Слайд 10

    Анализируем грамматикуКАК ДУМАЮТ ЛЮДИ?

    Какую роль в данном тексте играет диалог? Охарактеризуйте предложения-реплики с точки зрения структуры Каким образом это «рассказывает» о том, «как думают люди»? О чем «рассказывают» знаки препинания (восклицательные и вопросительные знаки, двоеточие)? Найдите в тексте предложение с обращением? Кому принадлежит данная реплика? Как характеризует обращение того, к кому обращаются, и того, кто обращается? Найдите в тексте предложения с вводными словами. Какую роль играют вводные слова? Каким образом они свидетельствуют о том, «как думают» произносящие их люди? Найдите предложения с однородными членами. Какова их роль? Найдите предложения с обособленными членами. Определите их функцию.

  • Слайд 11

    Иллюстрируем лексические явления

    1. Произведения А.Г. Алексина (отрывок одного из них представлен для анализа) подкупают своей душевной искренностью, яркостью созданных характеров и глубиной нравственной проблематики. «Бюро добрых услуг»(предложение17) – так прозвали квартиру главных героев повествования их соседи. И мы прекрасно понимаем, о чем думают соседи, какой смысл вкладывают они в это точное и довольно емкое метафорическое название, которое, наверное, можно посчитать фразеологизмом. А думают они о доброте матери героя-повествователя, о ее готовности в любое время и по любому поводу прийти на помощь, что и подтверждено в предложении 16. (Инга Г.)

  • Слайд 12

    Иллюстрируем лексические и грамматические явления

    Давайте посмотрим, о чем и как думает мама, героиня произведения А. Алексина, отрывок из которого предложен для анализа. Людей , пренебрегавших здоровьем, главная героиня повествования считала «жестокими». Но ведь жестокость – это чувство, проявляющееся по отношению к другим. Почему же именно этим эпитетом наделяет мама повествователя не берегущих свое здоровье? Все объясняется в предложении 13: «Себя не жалеют, так пожалели бы близких!» – восклицает она. А ведь и правда, когда человек заболевает, он приносит страдания не только себе, но и своим родным, которые переживают за его здоровье, которые вынуждены ухаживать за ним, бегать в аптеку за лекарством. А это значит, что, доводя дело до такой ситуации, человек действительно не жалеет своих близких, т.е. поступает как эгоист и проявляет к своим родным самую настоящую жестокость. Об этом и думает мама. А вот как она об этом думает, рассказывает нам грамматика, в частности, синтаксис и пунктуация. И предложение 13, и много других , произнесенных мамой (8,11,14), заканчиваются восклицательными знаками. Это говорит об ее эмоциях, о неравнодушном отношении к окружающим, об ее волнении и тревоге за них. Лена Е.

  • Слайд 13

    Иллюстрируем лексические и грамматические явления

    Обратимся к предложенному для анализа тексту, узнаем, о чем думают герои произведения Анатолия Алексина. Вчитаемся внимательно в слова «соседа с нижнего этажа: «А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии?» (предложение23) . В этом предложении слова «изнашиваете», «ремонтировать», «аварии» использованы в переносном значении, к тому же связаны они, как я думаю, с профессией или хобби соседа. Скорее всего, он либо водитель, либо автолюбитель, а потому, о чем бы он ни говорил, главные его мысли все же о машинах, с ними он и живых людей сравнивает, о них постоянно думает. И как он думает, мы тоже можем легко определить, опираясь на построение его фраз, т.е обращаясь к грамматике. Автор - повествователь сообщает нам, что «порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа» (25). Грамматика высказываний соседа – тому подтверждение. Это и частица ли в процитированном выше 23-м предложении-вопросе, которая вносит оттенок сомнения, неуверенности, и выполняющее ту же функцию вводное предложение «я догадываюсь» (24). Действительно, сомневающийся во всем сосед и в других порождает сомнение. Настя Ф.

  • Слайд 14

    Пишем заключение-вывод

    Напишите заключение-вывод, используя кольцевую композицию. тезис вывод Аргументы 1 2

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке