Содержание
-
Сонорные звуки:постановкаи автоматизация
-
Сонорные звуки
Л Р М Й Н
-
Нарушения произношения звуков Л, Л'
Ламбдацизмы: - межзубное произношение - носовое произношение (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос). Параламбдацизмы: Среди параламбдацизмов встречается замена звука [л] звуками [у], [ы], [в]. Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.
-
Нарушения произношения звуков Р, Р'
Ротацизмы: - боковое произношение (слышится [рл']). - горловое произношение. - носовое произношение (слышится [нг]). Параротацизмы: Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р’] звуками [л], [ы], [в].
-
Артикуляционная гимнастика
Звуки Л, Ль «Заборчик» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить [И]. Удержать под счет от 1 до 10. «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя». «Блинчик» Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10. «Иголочка» Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз. «Почистим верхние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри). «Пароход гудит» Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л». Звуки Р, Рь «Накажем непослушный язычок» «Блинчик» «Почистим верхние зубки» «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются. «Дятел – барабанщик» Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
-
Постановка звука Л
1 способ При отсутствии звука Ребенку предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, взрослый просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание [ла]. При выполнении задания взрослый следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами. Также можно поставить звук [л], если попросить ребенка, пропевая звук [а], прикусить кончик языка между зубами. В этот момент четко слышится сочетание ал. 2 способ Необходимо удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы].
-
3 способ При замене звука [л] на звук [у] нужно объяснить ребенку, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произношении слога ла. Затем взрослый произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз. 4 способ При замене звука [л] на звук [в] необходимо затормозить движение нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать. Эти движения повторяют несколько раз.
-
Постановка звука Р
По подражанию: Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно», затем кончик языка поставить за верхние зубы (на бугорки-альвеолы) при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка. Механический способ: Необходимо прямым указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. !Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. От звука «Д» Ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Пальцем (ватной палочкой) осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево (как при способе «Механический»).
-
Упражнения от звука «Ж» При выговаривании звука Ж нужно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Постановка от звука «З» Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. С помощью упр. «Грибок» 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.
-
Автоматизация сонорных звуков
-
Упражнение «Заведи мотор» Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Р-Р-Р...
-
Упражнение «Песенки» Тигр никак не может научиться выговаривать звук Р. Ему помогут слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Тигром. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчетливым произнесением звука Р в рядах слогов. Если ребенок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.)
-
Лабиринт Упражнение «Чего не стало?» Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало (упражнение повторяется несколько раз). Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Взлетает... (ракета).
-
Лабиринт 2 Упражнение «Волшебная палочка». Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: рукав — рукава. Какие слова не изменились? Упражнение «Мой, моя, моё. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мое). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой рубанок...) Упражнение «Фотограф». С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.
-
Упражнение «Посчитай» Почтальон Воробей разносил телеграммы. Посчитай тех, кто получил телеграммы. Кого больше? Кого — меньше? Образец: одна рыбка, две рыбки... Посчитай животных в обратном порядке по образцу. Образец: пять рыбок, четыре рыбки...
-
Упражнение «Подбери слово-предмет» Послушай слова-признаки и назови тот предмет, к которому они относятся. Образец: спелый, сочный — ... (арбуз).
-
Упражнение «Весёлый поезд» Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Р. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.