Презентация на тему "Некоторые способы постановки звуков Л и Р"

Презентация: Некоторые способы постановки звуков Л и Р
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Некоторые способы постановки звуков Л и Р" по педагогике, включающую в себя 25 слайдов. Скачать файл презентации 0.26 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Некоторые способы постановки звуков Л и Р
    Слайд 1

    Постановка звуков Л и Р

    Составитель Ершова Л.П., учитель-логопед МБУ «Гурьевский центр «Доверие»

  • Слайд 2

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  • Слайд 3

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    1. Проводить ежедневно. Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не более 2-3 упражнений заодин раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд. При спастике мышц – не более 3 – 5 секунд (под счет). 4. Идти от простых упражнений к более сложным. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

  • Слайд 4

    Организация проведения артикуляционной гимнастики

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему. 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом. Система упражнений должна включать как статические упражнения, так и динамические.

  • Слайд 5

    Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

    Упражнения с шариком 1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево. 2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку". 5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его. 6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

  • Слайд 6

    Упражнения с ложкой

    1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. 2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. 3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. 4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. 7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки. 8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

  • Слайд 7

    Звуки ( Р ), ( РЬ )

    Характеристика звуков р и р’ по месту и способу образования, по степени участия голоса Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-ольвеольные, р – твердый, p’- мягкий. Резонируют в ротовой полости.

  • Слайд 8

    Артикуляционный профиль

  • Слайд 9

    Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

    Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука. Между верхними и нижними резцами сохраняется расстояние 4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Сильная струя воздуха проходит посередине языка. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос. Мягкий звук р' отличается по артикуляции от твердого звука дополнительным подъемом спинки языка к твердому нёбу (примерно, как при гласном и), кончик языка находится ближе к верхним зубам, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

  • Слайд 10

    Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Р и РЬ

    1. Чьи зубы чище? 2. Чашечка. 3. Маляр. 4. Вкусное варенье. 5. Лошадка. 6. Грибок. 7. Гармошка. 8. Ириска. 9. Плюёмся. 10. Индюк. 11. Барабанщики.

  • Слайд 11

    Задувание на кончик языка.

    Снег. Кораблики. Футбол. Буль-бульки. Буря в стакане. Волшебные пузырьки. Свеча. Фокус Гараж Волшебный карандаш Пропеллер

  • Слайд 12

    Постановка звуков р и р’

    1 способ. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (в перчатках) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и появляется вибрация. 2 способ. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

  • Слайд 13

    Приемы постановки звуков р и р’

    3 способ. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, использовать палочку от мороженого.) Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать. Но если струна ослаблена, звука не будет. Ребенку можно сказать, что вы сейчас попробуете завести мотор. Если самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

  • Слайд 14

    4 способ. Присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Второй вариант (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большими или указательными пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) – вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

  • Слайд 15

    5 способ. Постановка от звука [З]. Ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом переходит в вибрант. 6 способ. В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения – слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

  • Слайд 16

    7 способ. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». (или «Индюк»): 8 способ. Постановка [Р] от звука [Ж]. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Можно услышать одноударный [Р].

  • Слайд 17

    9 способ. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. 10 способ. Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

  • Слайд 18

    Звуки ( Л ), ( ЛЬ )

    Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [л] Губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2- 4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

  • Слайд 19

    Артикуляционный профиль

  • Слайд 20

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

    1. Иголочка 2. Часики 3. Качели 4. Футбол 5. Змейка 6. Солдатик 7. Парус 8. Индюк.

  • Слайд 21

    Приемы постановки звуков Л и Л’

    1. Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959) Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. 2. Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965) Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Голову запрокинуть назад. 3. Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973) 1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине. 2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

  • Слайд 22

    4. Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967) 1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д. 2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л]. 3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок. 4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

  • Слайд 23

    5. Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979) Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам. 6. Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989) Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами.

  • Слайд 24

    7. От звука ( У ). Кончик языка высовывать между губами, убегать в рот. Затем межзубно. Затем за зубами. 8. Механически. Тесемочкой, зондом.

  • Слайд 25

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке