Презентация на тему "Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием алгоритма технологии ТРИЗ"

Презентация: Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием алгоритма технологии ТРИЗ
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием алгоритма технологии ТРИЗ" по русскому языку. Презентация состоит из 43 слайдов. Материал добавлен в 2025 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.86 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    43
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием алгоритма технологии ТРИЗ
    Слайд 1

    Составление рассказа по серии сюжетных картин с использованием алгоритма технологии ТРИЗ представление опыта на ГМО учителей-логопедов Презентацию подготовила: Учитель-логопед МДОБУ «Детский сад№7 «Белочка» Банина И.С. 2024

  • Слайд 2

    Общие принципы работы.

    Составление рассказов по сериям сюжетных картинок является хорошим стимулом для развития речи. В частности, используя приёмы ТРИЗ, можно сформировать у детей понимание причинно-следственных связей и их результат.

  • Слайд 3

    Требования к серии картинок с учетом возраста детей

    Очень важно, чтобы взрослый мотивировал  деятельность детей по составлению рассказа по серии картинок. Можно организовать работу в виде игры: либо помогаем кинооператору снять фильм, либо рассказываем историю герою, либо играем в «Паровозик» Детям трехлетнего возраста для составления серии предлагается 2 - 3 картинки.

  • Слайд 4

    К четырем годам серия увеличивается до 4 - 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.). 

  • Слайд 5

    В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес, прогулка).

  • Слайд 6

    В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий, сказочные ситуации из литературных произведений, не знакомых детям).

  • Слайд 7

    Рекомендации к выбору картинок

    Не рекомендуется использовать серии картинок: с нарушенной логической цепочкой; по литературным произведениям, знакомым детям, так как они тогда не ищут причинно-следственную связь, а вспоминают сюжет.

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Организация и время работы

    до 4 лет – 5-6 минут; 5 лет – 10 минут; 7 лет – 15 минут.

  • Слайд 10

    Работу можно организовывать индивидуально или с подгруппами детей

  • Слайд 11

    Предварительная работа

    Обучение детей анализу реальных ситуаций из жизни (в режимных моментах) Работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях. «Что сначала, что потом»

  • Слайд 12

    1 этап «Паровозик из картинок»

    Цели: Научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию; По схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие: Составление паровозика из картинок.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    2 этап «Назови место, где происходит событие»

    Цели: Научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке; По схеме узнавать игровое действие. Игровое действие Найди место, где происходят события, и опиши его. Покажи схему, обозначающую место, где происходят события.

  • Слайд 15

    3 этап «Определи время событий» Цели: Научить детей определять время событий, с уточнением времени года и части суток; По схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие: Определи время года или часть суток на каждой картинке; Покажи схему игры «определи время событий».

  • Слайд 16

    4 этап«Найди общих героев на картинках» Цели: Научить ребенка находить героев и объекты на всех картинках серии; Учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы); По схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие: Посмотри на каждый «вагончик» паровозика и найди главного героя. Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    5 этап «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает» Цели: научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия. учить детей делать обобщения (у всех героев есть цель и для ее достижения они совершают действия) по схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие: Ребенку предлагается поочередно брать картинки и называть героя, его действие и обсуждать, с какой целью он это делает.

  • Слайд 19
  • Слайд 20

    6 этап «Что за чем?» Цели: учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; по схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Затем еще раз назвать действие объекта и его цель. Далее игра «Что было раньше, что будет потом?»

  • Слайд 21
  • Слайд 22

    7 этап «Составь рассказ» Цель: Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. По схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие. Ребенку предлагается «расшифровать секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок.

  • Слайд 23

    Ребенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель. Однажды … (время года, часть суток) В … (каком-то месте – указание либо на общее место, либо на место действия , происходящего в первом кадре) Такой-то объект (указание на героя, героев на первом кадре) Делал… (то-то) для … (того-то). Потом … (этот же объект) переход ко второму кадру … (действие и цель действия) В результате получилось … (то-то – обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект … (герой) … (такой-то) по характеру.

  • Слайд 24

    Заключительный этап

    Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии серии картинок. Игровое действие: Игра проходит без сюжетных картинок. Педагог предлагает вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие игровые действия при этом выполняли.

  • Слайд 25

    Как разнообразить работу

  • Слайд 26

    Варианты проведения

    Поезд или видеоплёнка с липучками На магнитах

  • Слайд 27

    Интерактивные игры PowerPoint

  • Слайд 28

    Хитрая мышка Инструкция для ребенка: Рассмотри картинки. Подумай, что было в начале, что потом и чем всё закончилось. Расставь картинки по порядку. Составь рассказ по картинкам.

  • Слайд 29

    Фонетические рассказы Перепутанные тексты

  • Слайд 30

    Для домашнего задания :

    Вырежи, раскрась, наклей по порядку и составь рассказ по схеме

  • Слайд 31

    «Помоги оператору найти пропущенный кадр»

  • Слайд 32

    Составители перепутали вагоны

  • Слайд 33

    Работа с родителями

  • Слайд 34

    Сравнительная диаграмма

  • Слайд 35

    Мониторинг

    Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Детям предлагается серия картинок (от 4 до 6). Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Подумай и скажи, кто на них нарисован. Где эти герои были, что произошло потом, чем закончилась история? Постарайся дать рассказу название». Оценка связной речи детей 6-7 лет: 3 балла — дал название рассказу. Рассказ полный, последовательный, без грамматических ошибок, включает в себя не менее 5-6 предложений; 2 балла — не смог дать название рассказу. Рассказ логичный, состоит из 3-4 простых предложений; 1 балл — не смог составить рассказ, отвечал на вопросы полными предложениями; 0 баллов — не смог составить рассказ, отвечал на вопросы односложно или не отвечал совсем.         Критерии оценок:         Высокий уровень развития связной речи: 3 балла                 Средний уровень развития связной речи: 2 балла                 Низкий уровень развития связной речи: 1-0 баллов     

  • Слайд 36

    Работа с серией картинок решает не только конкретные задачи (учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы). Эта работа решает и более серьезную задачу: формирование понимания, что любое событие в жизни имеет обязательные условия. Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно для успешного обучения в школе. Заключение:

  • Слайд 37

    Этап 1.«ПОЕЗД из картинок».

  • Слайд 38

    Кошке налили в миску молока. Она немного полакала и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок . Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф. « Серия картинок «Хитрый мышонок» 1 4 3 2

  • Слайд 39

    Этап 2 «Назови место, где происходят события».

  • Слайд 40

    Этап 4.«Найдите общих героев на всех картинках»

  • Слайд 41

    Игра «Кто быстрее?» Разложите схемы по порядку.

  • Слайд 42

    Игра «Найди пропавший кадр»

  • Слайд 43

    Игра «Составители».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке