Презентация на тему "Стили речи. Введение в стилистику" 5 класс

Презентация: Стили речи. Введение в стилистику
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Стили речи. Введение в стилистику" для 5 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 18 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    18
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Стили речи. Введение в стилистику
    Слайд 1

    Тема урока «Стили речи. Введение в стилистику». Выполнила: Мухаева И.Р., учитель русского языка и литературы

  • Слайд 2

    Стиль речи -

    совокупность языковых особенностей (лексических, грамматических, фонетических), придающих речи определённую окрашенность, делающих её то разговорной, то научной, то деловой и т.д.

  • Слайд 3

    Из истории понятия Слово стиль происходит от греческого стилос– палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострён, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощёных дощечках, на бересте); другой – в виде лопаточки, им, повернув стержень – «стиль», стирали неудачно написанное, то есть чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда выражение «Часто перевёртывай стиль» (Гораций), то есть исправляй сочинение.

  • Слайд 4

    Прочитайте и сравните тексты 1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов. 3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло. О чём говорится в текстах – об одном и том же или о разном? Как говорится – одинаково или по-разному? Где может быть использовано каждое высказывание?

  • Слайд 5

    С кем говорим? Где? С какой целью? Со многими людьми С одним человеком В официальной обстановке В неофициальной обстановке воздействие сообщение общение Наши высказывания зависят от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ, то есть от речевой ситуации

  • Слайд 6

    официальная обстановка неофициальная обстановка дома На работе На прогулке в лесу В магазине В школе на уроке В гостях В школе на перемене На собрании В музее В поликлинике Как вы понимаете выражение ОФИЦИАЛЬНАЯ и НЕОФИЦИАЛЬНАЯ обстановка? Сгруппируйте примеры

  • Слайд 7

    Как вы понимаете слова ОБЩЕНИЕ, СООБЩЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ?

    общение сообщение воздействие Делать замечание нарушителю дисциплины Делиться летними впечатлениями с товарищами Делать доклад Отвечать урок здороваться Объяснять задачу однокласснику Приглашать ребят в поход Обсуждать маршрут Рассказывать сказку

  • Слайд 8

    Речь разговорная книжная Используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке Обращена ко многим людям. Она используется в книгах, газетах, на радио, телевидении, в официальных беседах и выступлениях

  • Слайд 9

    Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся

    1. Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определённое воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась. 2. Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

  • Слайд 10

    Используется в беседах со знакомыми людьми Задача речи – общение Высказывание обычно бывает непринуждённым, живым, свободным Характерные особенности: разговорные слова и выражения, суффиксы -очк-, -еньк-, -ик-, -к-, -оват-, -еват-, побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, неполные предложения Разговорный стиль

  • Слайд 11

    Прочитайте тексты. Охарактеризуйте речевые ситуации. Выделите высказывание разговорного стиля. Докажите, что это текст разговорного стиля.

    1. – Это ребятишки по чужим садам озоруют, -объяснила Ольге молочница. – Такой народ пошёл… хулиганы. Я ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. 2. Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми вёдрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали вёдра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.

  • Слайд 12

    1. Цель – точная передача научных сведений о чём- или ком-либо. 2. Используется для написания научных статей, учебников, словарей, справочников и т.п. 3. Характеризуется точностью, логической стройностью, строгой нормативностью литературного языка. 4. В нём широко используются термины для обозначения научных понятий. Научный стиль

  • Слайд 13

    Прочитайте текст. Докажите, что он относится к научному стилю

    Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков. Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

  • Слайд 14

    Художественный текст 1. Используется для написания поэтических и прозаических художественных произведений. 2. Цель – воздействовать на читателя, передавая мысли и чувства автора. 3. Язык образен, эмоционален. 4. Широко используются эпитеты, метафоры, сравнения и другие художественные фигуры речи.

  • Слайд 15

    Прочитайте текст. Докажите, что он относится к художественному стилю

    Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо

  • Слайд 16

    Прочитайте 3 текста. К какому типу речи они относятся? Как вы это определили?

    Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. - Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти! -Да, такой грозы давно не бывало

  • Слайд 17

    1. Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже? 2. По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь? 3. Как мы будем отличать разговорный, научный и художественный стиль? Итоги урока

  • Слайд 18

    Домашнеезадание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке