Содержание
-
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ И ПРИЁМЫ ИХ ПОСТАНОВКИ
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с «Звездочка» г.Зернограда Реутина И.Н.
-
При устранении причин нарушений произношения необходимо:
Выявить и по возможности устранить аномалии строения речевого аппарата Знать правильную артикуляцию звука Соблюдать все этапы постановки звука Применять подходящий способ постановки звука с учетом дефекта артикуляции Опираться на различные сохранные анализаторы - слуховой, зрительный, тактильный, двигательный Проводить занятия на положительном эмоциональном фоне - создавать ситуации успеха, использовать похвалу, поощрение
-
Правильная артикуляция звуков Ш, Ж
Губы слегка округлены; Широкий кончик языка поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель; Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; Форма языка напоминает чашечку; Воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она широкая, теплая. (Звук Ш - глухой, Ж - звонкий, работают голосовые связки)
-
Дефекты артикуляции звуков Ш, Ж
Сигматизмшипящих:Парасигматизм: межзубный замена шипящих на звуки боковой одно- С(З), Ф(В), Ч, Т(Д), Х и др. и двусторонний межзубно-боковойДефекты смягчения, щечный озвончения носовой
-
Этапы постановки звука
Формирование фонематического слуха Развитие артикуляторной моторики Выработка целенаправленной воздушной струи Работа по непосредственной постановке звука
-
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков
«Окошечко», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Причешем язычок», «Почистим верхние зубки», «Качели»,«Вкусное варенье», «Парус», «Чашечка».
-
Комплекс упражнений для развития правильного речевого выдоха
«Подуй на бабочку, листочек…», «Забей мяч в ворота», «Подуй на лопаточку», «Парашютики»
-
Способы постановки звука
по подражанию; от артикуляционных упражнений; от опорных звуков; с механической помощью
-
Постановка звука Ш от артикуляционных упражнений
Ребенку предлагают открыть рот, «сделать чашечку», прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам и подуть на «край чашечки», чтобы остудить «налитый в нее чай». Выдох должен ощущаться на приставленной ко рту ладони. Потом «чашечку» нужно будет занести в рот так, чтобы «не расплескать чай». «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Все это время ребенок должен продолжать дуть. Нечеткий свист заменится на мягкий [ШЬ] , затем послышится звук [Ш]. Все это ребенок должен выполнять по вашему БЕЗЗВУЧНОМУ показу. Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [Ш], обратите его внимание на этот звук и скажите, что так шипит змея.
-
Постановка звука Ш от опорных звуков
1.Постановка звука Ш от звука Т Ребенку предлагают открыть рот и в медленном темпе несколько раз с придыханием произнести звук [Т] , ударяя кончиком языка в бугорочки за верхними зубами. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю, уже не ударять в бугорочки, а только поднимать к ним кончик языка.
-
2.Постановка звука Ш от звука С Ребенку предлагают улыбнуться, длительно произносить звук [С] и в это время вести язычком по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание не изменялось. Нужно тянуть звук [С] на верхних зубах и «ползти» кончиком языка к альвеолам, как бы «нащупывая дорогу». Губы постоянно должны находиться в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы. Во время длительного произнесения звука [Ш] логопед нажимает пальцами на уголки рта ребенка, слегка выдвигая его губы вперед.
-
3.Постановка звука Ш от звука Р Ребенку предлагают произнести звук [Р] сначала громко, затем шепотом, а потом совсем тихо, чтобы язычок перестал вибрировать. При этом слышится звук [Ш]. Логопед обращает внимание ребенка на получившийся звук и сообщает ему, что так шипит змея.
-
Постановка звука Ш с механической помощью
Ребенку предлагают длительно произнести звук [С] при верхнем положении языка. Во время такого произношения логопед вводит в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик языка, медленно продвигает язык вглубь до тех пор, пока не послышится четкий звук [Ш].
-
Постановка звука Ж
Звук [Ж] ставится от звука [З] с включением голоса. Используется тактильный контроль, держа руку на горлышке, и слуховой контроль, закрывая ладошками уши и сравнивая звучание [Ш] и [Ж] .
-
Способы постановки звука Ч
1. Постановка звука Ч от звука ТЬ. Ребенку предлагают округлить губы, быстро произносить слоги ТИ-ТИ-ТИ, кончик языка при этом должен касаться середины нёба. Логопед пальцами нажимает на щеки ребенка, выдвигая вперед его губы. В этом положении будет слышаться ЧИ-ЧИ-ЧИ. 2. Постановка звука Ч от звуков ТЬ и Щ. Ребенок округляет губы и произносит последовательно ТЬ-Щ, ТЬ-Щ, ТЬ-Щ с ускорением. В результате будет слышаться звук [Ч].
-
Способы постановки звука Щ
1. Постановка звука Щ от звука Ш Ребенку предлагается смягченно произнести звука [Ш] по аналогии с парами звуков Т - ТЬ, С - СЬ. 2. Постановка звука Щ от звука СЬ Проводится аналогично с постановкой звука [Ш] от [С]. 3.Постановка звука Щ от звука Ч Длительное произнесение звука [Ч] с последующим отделением второго звука.
-
СПАСИБОЗА
ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.