Презентация на тему "Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы" 11 класс

Презентация: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 11 класса на тему "Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы" по русскому языку. Состоит из 28 слайдов. Размер файла 0.87 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы
    Слайд 1

    Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы

    Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 16 г.Екатеринбург Оганесян Лиана Жановна

  • Слайд 2

    Виктор Федорович Шаталов Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.

  • Слайд 3

    Теоретическая интерпретация изученного опыта

  • Слайд 4

    Целевые ориентации этой технологии

    Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование ЗУН.

  • Слайд 5

    Новизна

    На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Основные принципы технологии: -   многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;-   личностно-ориентированный подход;-   гуманизм (все дети талантливы);-   ученье без принуждения;- бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;- соединение обучения и воспитания.

  • Слайд 8

    Основные дидактические понятия технологии, введённые В.Ф.Шаталовым: Опора, это ориентировочная основа учебной деятельности ученика, способ внешней организации его мыслительной деятельности Опорный сигнал представлен ассоциативным символом (цифрой, условным знаком, схемой, рисунком), заменяющим смысловое значение содержания познавательного блока; Опорный конспект, это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, отражающую систему понятий, причинно-следственных связей, фактов изучаемого познавательного блока.

  • Слайд 9

    Отличительные особенности технологии: изучение содержания учебного предмета осуществляется крупными познавательными блоками; смысловая группировка учебного материала небольшими познавательными блоками (поблочная компановка материала); выражение содержания учебного материала в виде опорных схем-конспектов; - полная и практически всеобщая активность учащихся в процессе познавательной деятельности.

  • Слайд 10

    Особенности методикиГлавной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.

  • Слайд 11

    Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, с наглядностью); создание опорного конспекта; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление 2.Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение. Этапы работы:

  • Слайд 12

    Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешней речевой деятельности, усвоение которого происходит во время различных видов опроса. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь.

  • Слайд 13

    Памятка учащемуся:

    Вспомни объяснение учителя, используя конспект. Прочти заданный материал по книге. Сопоставь прочитанный материал с конспектом. Расскажи материал учебника с помощью конспекта. Запомни наизусть конспект как опору рассказа. Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

  • Слайд 14

    Вывод:

    Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду. Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников.  

  • Слайд 15

    Примеры опорных сигналов по русскому языку

  • Слайд 16

    Обобщение тем “Буквы И, У, А после шипящих”, “Мягкий знак на конце существительных”, “Разделительный ъ”. Читается эта схема так: твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных только 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют. Приложение 1

  • Слайд 17

      И                                                              Ы 1.в             :  ЦИРК                     1. в ^ : ЛИСИЦЫН 2. на – ЦИЯ: АКАЦИЯ                          2. в       : ОГУРЦЫ         Исключения:  ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ. Изучение темы “Правописание гласных И – Ы после Ц ” .Читается эта схема так: буква И после Ц пишется в следующих случаях:1) в корне слов; 2) в заимствованных словах, оканчивающихся на –ЦИЯ. Буква Ы пишется 1) в суффиксе –ЫН; 2)в окончаниях существительных; 3)в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц. Приложение 2

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Приложение 3

  • Слайд 20

    Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастияхПрилагательное или причастие?

    Приложение 4

  • Слайд 21

    С У П Согласование Управление Примыкание Меняется главное слово – меняется зависимое Меняется главное- не меняется зависимое Зависимое слово – неизменяемая часть речи Широкая равнина Мой друг Читающий мальчик Пойду в театр Написать картину Мастерство художника Бегло читать Желание помириться Читать лёжа Приложение 5

  • Слайд 22

    Примеры опорных сигналов-конспектов по русской литературе

  • Слайд 23

    Приложение 6

  • Слайд 24

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» История создания: 1928-1940 гг., писал 12 лет, сжёг рукопись,8 редакций, множество вариантов названий Жанр– роман-миф Композиция- роман в романе 1)роман о Понтии Пилате 2)роман о мастере Сюжетные линии Философская Иешуа,Понтий Пилат Любовная Мастер, Маргарита Мистическая и сатирическая Воланд, его свита и москвичи Хронотоп(время и место) Древний мир (Ершалаим) Современный мир (Москва) Полусторонний мир (вечный) Темы: о любви; о смысле жизни; о добре и зле Проблемы: любовь, смысл жизни, добро и зло, вера и безверие, власть, личный выбор, истинное искусство Приложение 7

  • Слайд 25

    Приложение 8

  • Слайд 26

    Вывод:

    Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду. Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников.  

  • Слайд 27

    Литература:1)Виктор Федорович Шаталов, ученый педагог, народный учитель СССР, заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецкеhttp://lib.ru/KIDS/SHATALOW/shatalov.txt (электронная версия книги)2)Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материалаАртемьева Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературыhttp://festival.1september.ru/Фестиваль педагогических идей – «Открытый урок»3)«О применении опорных конспектов и схем на уроках русского языка и литературы»Александрова Г.Н., учитель русского языка и литературы г. ТамбовСайт ТОИПКРО 

  • Слайд 28

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке