Содержание
-
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 16 г.Екатеринбург Оганесян Лиана Жановна
-
Виктор Федорович Шаталов Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.
-
Теоретическая интерпретация изученного опыта
-
Целевые ориентации этой технологии
Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование ЗУН.
-
Новизна
На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
-
-
Основные принципы технологии: - многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;- личностно-ориентированный подход;- гуманизм (все дети талантливы);- ученье без принуждения;- бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;- соединение обучения и воспитания.
-
Основные дидактические понятия технологии, введённые В.Ф.Шаталовым: Опора, это ориентировочная основа учебной деятельности ученика, способ внешней организации его мыслительной деятельности Опорный сигнал представлен ассоциативным символом (цифрой, условным знаком, схемой, рисунком), заменяющим смысловое значение содержания познавательного блока; Опорный конспект, это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, отражающую систему понятий, причинно-следственных связей, фактов изучаемого познавательного блока.
-
Отличительные особенности технологии: изучение содержания учебного предмета осуществляется крупными познавательными блоками; смысловая группировка учебного материала небольшими познавательными блоками (поблочная компановка материала); выражение содержания учебного материала в виде опорных схем-конспектов; - полная и практически всеобщая активность учащихся в процессе познавательной деятельности.
-
Особенности методикиГлавной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
-
Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, с наглядностью); создание опорного конспекта; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление 2.Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение. Этапы работы:
-
Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешней речевой деятельности, усвоение которого происходит во время различных видов опроса. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь.
-
Памятка учащемуся:
Вспомни объяснение учителя, используя конспект. Прочти заданный материал по книге. Сопоставь прочитанный материал с конспектом. Расскажи материал учебника с помощью конспекта. Запомни наизусть конспект как опору рассказа. Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
-
Вывод:
Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду. Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников.
-
Примеры опорных сигналов по русскому языку
-
Обобщение тем “Буквы И, У, А после шипящих”, “Мягкий знак на конце существительных”, “Разделительный ъ”. Читается эта схема так: твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных только 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют. Приложение 1
-
И Ы 1.в : ЦИРК 1. в ^ : ЛИСИЦЫН 2. на – ЦИЯ: АКАЦИЯ 2. в : ОГУРЦЫ Исключения: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ. Изучение темы “Правописание гласных И – Ы после Ц ” .Читается эта схема так: буква И после Ц пишется в следующих случаях:1) в корне слов; 2) в заимствованных словах, оканчивающихся на –ЦИЯ. Буква Ы пишется 1) в суффиксе –ЫН; 2)в окончаниях существительных; 3)в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц. Приложение 2
-
-
Приложение 3
-
Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастияхПрилагательное или причастие?
Приложение 4
-
С У П Согласование Управление Примыкание Меняется главное слово – меняется зависимое Меняется главное- не меняется зависимое Зависимое слово – неизменяемая часть речи Широкая равнина Мой друг Читающий мальчик Пойду в театр Написать картину Мастерство художника Бегло читать Желание помириться Читать лёжа Приложение 5
-
Примеры опорных сигналов-конспектов по русской литературе
-
Приложение 6
-
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» История создания: 1928-1940 гг., писал 12 лет, сжёг рукопись,8 редакций, множество вариантов названий Жанр– роман-миф Композиция- роман в романе 1)роман о Понтии Пилате 2)роман о мастере Сюжетные линии Философская Иешуа,Понтий Пилат Любовная Мастер, Маргарита Мистическая и сатирическая Воланд, его свита и москвичи Хронотоп(время и место) Древний мир (Ершалаим) Современный мир (Москва) Полусторонний мир (вечный) Темы: о любви; о смысле жизни; о добре и зле Проблемы: любовь, смысл жизни, добро и зло, вера и безверие, власть, личный выбор, истинное искусство Приложение 7
-
Приложение 8
-
Вывод:
Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду. Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников.
-
Литература:1)Виктор Федорович Шаталов, ученый педагог, народный учитель СССР, заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецкеhttp://lib.ru/KIDS/SHATALOW/shatalov.txt (электронная версия книги)2)Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материалаАртемьева Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературыhttp://festival.1september.ru/Фестиваль педагогических идей – «Открытый урок»3)«О применении опорных конспектов и схем на уроках русского языка и литературы»Александрова Г.Н., учитель русского языка и литературы г. ТамбовСайт ТОИПКРО
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.