Содержание
-
Технология интенсификации и обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) Педагогический факультет МГОГИ профиль ”Начальное образование” заочное отделение Позднышева Наталья Викторовна
-
В начале 1970-х гг. народный учитель СССР Виктор Федорович Шаталов разработал оригинальную новаторскую систему обучения и воспитания школьников.
-
«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения»
-
Девиз ПедагогаВсе дети способны успешно овладеть школьной программой
-
Основа методики Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов). Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.
-
Третий этап — изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях. Пятый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
-
Шестой этап — ответы по опорным сигналам Седьмой этап — постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — «педагогический десант» — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).
-
Опорные сигналы. Методика создания. Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
-
Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.
-
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы Лаконичность Структурность Наличие смысловых акцентов Автономность Ассоциативность и образность Доступность воспроизведения от руки Цветовая наглядность
-
Лаконичность Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
-
Структурность В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно- следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
-
Наличие смысловых акцентов Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
-
Автономность Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
-
Ассоциативность и образность Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
-
Доступность воспроизведения от руки Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.
-
Цветовая наглядность Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
-
Этапы работы по созданию опорного сигнала Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
-
Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы. Объедините сигналы в блоки. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними. Выделите значимые элементы цветом.
-
В.Ф. Шаталов разработал в своей методической системе 7 принципов, часть из которых он творчески заимствовал у Л.В. Занкова: 1. Обучение на высоком уровне сложности. 2. Бесконфликтность. 3. Быстрое движение вперед. 4.Открытые перспективы. 5.Сверхмногократное повторение. 6. Ведущая роль теоретических знаний. 7. Гласность.
-
Преимущества методики1. Глубокое понимание теории2.Экономия времени (материал собран в блоки)3.У студентов появляется желание использовать свои силы и знания на практике4.Позволяет увеличить количество решаемых задач 5.Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения
-
Элементы системы Шаталова организация сверхмногократного повторения инспекция знаний система оценки знаний методика решения задач опорные конспекты спортивная работа с детьми.
-
Преимущества методики1. Глубокое понимание теории2. Экономия времени (материал собран в блоки)3. У студентов появляется желание использовать свои силы и знания на практике4. Позволяет увеличить количество решаемых задач 5. Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения
-
Учет и оценивание знаний*В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерные для игровых ситуаций.* Если же к этому добавить перспективу нового успеха, активно поддерживаемую родителями и учителями, то у ребят возникает отношение к учебной работе как к желанной, важной и посильной.* Следствие – стремительный рост результатов их труда.* Главный принцип - снять чувство страха с ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного человека. По мнению шаталова, все дети могут учиться успешно, однако учитель должен иметь большое терпение.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.