Содержание
-
Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи Учитель-дефектолог МДОУ «Солнышко» : Желнова Н.Л. НЕФТЕГОРСК
-
Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ОУ является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.
-
Цели взаимодействия
оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создать условия для активного участия родителей в воспитание и обучение ребенка; помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка; выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком; сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания; помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей; разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
-
Принципы, построения разговора учителя-логопеда с родителями
Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее. Обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника. Сохранять конфиденциальность информации. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки». Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.
-
-
Родительские собрания
Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях. В середине октября проводится следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. В конце года – итоговое собрание.
-
Консультации
Они бывают фронтальные и индивидуальные. Примерный перечень тематических консультаций: • готовность детей к звуковому анализу; • постановка и автоматизация отдельных групп звуков; • как следить за автоматизацией звука в домашних условиях • обучение детей с ОНР рассказыванию; • обучение грамоте детей с ОНР. • артикуляционная гимнастика. • развитие мелкой моторики • развитие мышления. • работа над сказками. • работа с книгой. • речевые игры дома.
-
Открытые индивидуальные (или подгрупповые) и фронтальные занятия
Открытое фронтальное занятие – это экзамен, который держат логопед и воспитатели вместе с детьми перед родителями. Цель занятия – показать знания детей, готовность детей к школе.
-
Наглядно – информационная форма работы
Стенд «Уголок логопеда» Стенд «Наша дружная группа» Экран звукопроизношения Папки-передвижки Библиотека игр и упражнений
-
Специальные приемы работы с родителями-«молчунами»
Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?» Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?» Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?» Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.
-
Специальные приемы работы с родителями-«говорунами»
1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например: У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже. Не могли бы вы рассказать в двух словах о... Какая из задач наиболее важна для вас в этом году? Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения. Я должна прервать вас, так как наше время истекло. 2. Прервите разговор. Например: У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по... Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например: Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю... Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.
-
Идеи для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом
Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения Первые визиты в детский сад. Вводные собрания. Телефонные звонки. Конференции родителей и воспитателей Используйте письменные формы общения Брошюры. Еженедельные записки. Личные блокноты. Доска объявлений. Ящик для предложений. Отчеты. Развивайте работу, направленную на родителей Сотрудничество родителей друг с другом. Информация для родителей и их обучение. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Обмен литературой.
-
Предложения для работы с родителями
Уважение к роли родителей. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. Будьте терпеливыми. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление. Поддерживайте тесные контакты. Постарайтесь вовлекать всю семью. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Сохраняйте конфиденциальность. Учитесь навыкам сотрудничества. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.
-
Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.