Содержание
-
Теория и методика обучения орфоэпии в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ Якуничева Е.А. МБОУ СОШ № 1 г. Ярцево О прелесть русской речи чистой…
-
«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать… владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии».
-
Правила орфоэпии имеют длительную историю: они начали формироваться вместе с национальным языком на основе московского говора и окончательно сложились во второй половине ХIХ века. Эти нормы, в основном, сохранились и в наши дни.
-
Русское ударение разноместное подвижное Домик, телега, старожил, нормировать Стрела - стрелы Для русского языка необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно разграничивает формы слова (травЫ – трАвы), во-вторых, видовые пары, в-третьих, разграничивает некоторые лексические формы, в частности, разновидности омонимов – омографы (Атлас – атлАс).
-
Варианты ударения Равноправные (бАржа – баржА, Искристый – искрИстый). Варианты нормы, одна из которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия – кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические. Допустимо-устаревшие (индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй – запАсный) – нормативно-хронологические. Cемантические варианты – разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию (остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать)).
-
Причины акцентологических ошибок 1.Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный.) 2.Незнание морфологической принадлежности слова (рАзвитый – развИтый.) 3.Влияние диалектного произношения (свЕкла, а не свеклА.) 4.Профессиональное отклонение от нормы (рефлЕксия и рефлексИя). 5.Отсутствие в печатном тексте ё (новорождЕнный, а не новорОжднный).
-
Типы акцентологических ошибок В произношении кратких форм прилагательных (белА-бЕл-бЕло) 2. В выборе места ударения в полных причастиях (тренирОванный, нАчатый, прИнятый). 3. В глагольных формах (принЯть, углубИть, звонЯт, понялА). 4. В именах существительных (свёкла, нефтепровОд, досУг). 5. Во множественном числе имен существительных мужского рода (директорА, лЕкторы). 6. В наречиях (добелА, завИдно). 7. В полных прилагательных (кУхонный, знАчимый, слИвовый, грУшевый). 8. В сравнительной степени прилагательных (длиннЕе, красИвее). 9. В произношении терминов (односостАвное, перехОдный глагол). 10. Неразличение омографов (Атлас-атлАс, Орган-оргАн).
-
Пути предупреждения акцентологических ошибок: сравнительный анализ словарных статей (правомерно использовать орфоэпические словари, изданные в разное время); работа с аудиозаписями, нахождение ошибок в предложенных фрагментах текста, анализ и последующее исправление орфоэпических ошибок; выполнение тестовых заданий и тренировочных упражнений
-
Расставьте ударения в словах: вероисповедание, танцовщица, новорожденный, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение. украинский, черпать (знание), соболезнование, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить Для справки: вЕроисповЕдание, танцОвщица, новорождЕнный, ломОть, Иконопись, возбужденО, начАть, нефтепровОд, экспЕрт, запломбировАть, многовековАя, упрОчение. украИнский, чЕрпать (знание), соболЕзнование, хозЯева, рассредотОчение, столЯр, увЕдомить
-
Выберите слова, в которых ударение падает на первый слог: оптовый, кедровый, торты, центнер, алкоголь, звонит, щавель, лассо, сакура, кожух, созыв, продал, приданое, баловать, кухонный, средствами, ремень, принять, значимость, генезис. Для справки: торты, центнер, сакура, продал, кухонный, средствами, значимость, генезис.
-
Выберите слова, в которых ударение не падает на 3 слог: арахис, алфавит, баловать, ходатайство, осужденный, дремота, еретик, обеспечение, озвучение, августовский, изобретение, удобнее, обнаружение, намерение, красивее. Для справки: арахис, ходатайство, дремота, озвучение, августовский, изобретение, удобнее, намерение, красивее.
-
Выберите слова, в которых ударение падает на последний слог: авторитет, диспансер, квартал, брифинг, каталог, жалюзи, каучук, импичмент, рудимент, плато, эскорт, эпатаж, мичман, сантиметр, лото, коммивояжёр, сервис, сервиз. Для справки: авторитет, диспансер, квартал, каталог, жалюзи, каучук, сервиз, эскорт, эпатаж, сантиметр, лото, коммивояжёр, рудимент, плато
-
Распределите слова на группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение, и запишите их в три колонки: сироты, памятуя, позвонит, сетчатый, баловать, дремота, приняла, спешиться, маковка, ломтями, облегчить, паралич, углубить, игольчатый, корыстный, зубчатый, эксперты, документ, значимый, мытарства. Для справки: 1) памятуя, сетчатый, значимый, маковка спешиться; 2) зубчатый, сироты, дремота, ломтями, корыстный, игольчатый, эксперты, мытарства; 3) позвонить, баловать, приняла, облегчить, паралич, углубить, документ.
-
От данных глаголов образуйте формы единственного числа мужского и женского рода, расставьте ударения: понять, задать, спать, закупорить, принять, облегчить, ходатайствовать, группировать. Для справки: понЯть – пОнял, понялА, задАть – зАдал, задалА, спать – спал, спалА, закУпорить – закУпорил, закУпорила, принЯть – прИнял, принялА, облегчИть – облегчИл, облегчИла, ходАтайствовать – ходАтайствовал, ходАтайствовала, группировАть – группировАть, группировАла.
-
Прочитайте текст и расставьте ударения в «трудных» словах Пожилой врач, эксперт в своей области, подал женщине знак рукой, и она расположилась в кресле. - Что Вас беспокоит? -Я работаю в кулинарии и люблю побаловать себя деликатесами: грушевым желе, сливовым вареньем, тортами с кедровыми орешками, кешью и арахисом. Все эти сладости приносят мне несказанное удовольствие. Я не могу отказать себе в моей слабости, но очень боюсь поправиться, ведь моя мечта – стать танцовщицей. Я задала себе задачу: сесть на диету, есть легкий суп (например, щавелевый), овощи (вареную свеклу) и творог, нормировать свой вес, похудеть и одновременно стать красивее. Однако вчера вечером мое намерение потерпело фиаско. Я подождала, пока моего мужа охватит дремота и он погрузится в сон, а после этого пробралась к кухонному столу, налила тарелку борща, отрезала ломоть хлеба, разорвала от нетерпения пакет сметаны, отпила половину. - Я постараюсь Вам помочь. В этом квартале к нам прибыл известный врач из Великого Устюга. Он продал нашей клинике каталог, в нем представлены новейшие препараты для тех, кто желает сбалансировать свое питание. К препаратам прилагаются необходимые документы.
-
Для справки: экспЕрт, зАдал, побаловАть, деликатЕсами. грУшевым, слИвовым, тОртами, кедрОвыми, кЕшью, арАхисом, несказАнное, танцОвщицей, задалА, щавЕлевый, варёную свёклу, твОрОг, нормировАть, одноврЕмЕнно, красИвее, облегчИть, намЕрение, фиАско, подождалА, дремОта, погрузИтся, пробралАсь, кУхонному, налилА, ломОть, разорвалА, отпилА, квартАле, прИбыл, из Великого Устюга, прОдал, каталОг, сбалансИровать, докумЕнты.
-
Список литературы Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1984. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Междунар. Отношения, 1993. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1978. http://festival.1september.ru/ 5. http://www.0ve.ru/anglijskij/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.