Презентация на тему "Конспекты по орфографии"

Презентация: Конспекты по орфографии
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (3.9 Мб). Тема: "Конспекты по орфографии". Предмет: русский язык. 43 слайда. Для учеников 5-7 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Конспекты по орфографии
    Слайд 1

    Электронное пособие для изучения орфографии на уроках русского языка в 5 – 7 классах средней школы.

    Справочник школьника «Тетрадь для конспектов по орфографии» - методическое пособие для учителя. Автор: Сыско Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 4» г. Иваново Иваново - 2015

  • Слайд 2

    Тетрадь для конспектов по орфографии. Конспект– краткая запись, опора для связного ответа. Справочник школьника

  • Слайд 3

    Орфография- раздел науки, изучающий правила написания слов Орфограмма  правило написания  буква, требующая проверки написания

  • Слайд 4

    Условные знаки

    ! –самое главное, само правило -пример, подтверждающий правило уд. –безударный гласный ?согл. - сомнительный согласный в корне - ударение

  • Слайд 5

    //- чередующийся гласный в корне Морфемы (части слова) Служебные части речи: частица предлог союз ШИП. – шипящий согласный

  • Слайд 6

    № 1. Безударные гласные в корне слова. № 2. Сомнительные согласные в корне слова. № 3. Гласные после шипящих и Ц. № 4. Правописание мягкого знака. № 5. Гласные в падежных окончаниях имён существительных. № 6. Гласные в падежных окончаниях имён прилагательных. № 7. Гласные в личных окончаниях глаголов. № 8. Правописание суффиксов. № 9. Правописание приставок. № 10. Правописание слов с НЕ. № 11. Правописание Н – НН в частях речи. № 12. Написания слитные, раздельные, дефисные. № 13. Правописание НЕ – НИ. Список тематических блоков:

  • Слайд 7

    № 1. Безударные гласные в корне.

    ! Проверяемые уд. Проверяй ударением измени слово, подбери однокоренное  ! Непроверяемые Смотри словарь, запомни.  Лиса (лИсы), коса (кОсы) развиваться (развИтие) укрощать (крОткий) Вокзал, сирень, корзина велосипед, литература.

  • Слайд 8

    Чередующиеся гласные в корне.

    вырасти положить вырос коснуться касаться ЛАГА// ЛОЖ полагать КАСА// КОС РАСТ(Щ)// РОС Нельзя проверять ударением ! Запомни корни, правила. // Исключения: росток, отрасль. !Смотри на конечный гласный корня, на суффикс -А-

  • Слайд 9

    ГАР // ГОР ЗАР // ЗОР Безударная позиция А О Безударная позиция озарить загореть !Смотри на ударение. загар зори

  • Слайд 10

    Чередования в видовых парах глаголов.

    постелить вытирАть вытер бер // бир пер // пир дер // дир тер // тир мер // мир стел // стил блест // блист жег // жиг чет // чит ? расстилАть

  • Слайд 11

    № 2. Сомнительные согласные в корне.

    Известный (известие), сладкий (сладок) согл. проверяемые (дуб,зуб)   ! Измени слово, подбери однокоренное. согл. гласный непроизносимые (солнце) ! В непроверяемых случаях смотри словарь, запомни. Вокзал, рюкзак, путешествие, чувство, искусство, искусный

  • Слайд 12

    № 3. Правописание гласных после шипящих и.

    !ШИП. И,У,А (Ы,Ю,Я) ! Искл.: брошюра, жюри, парашют Живой, чудесный, широкий, частый, расчищу, щавель. ЖИ, ШИ,ЧУ,ЩУ,ЧА,ЩА

  • Слайд 13

    ШИП.ё о ! ШИП. ? !Чтобы не ошибиться: посмотри, в какой части слова орфограмма определи часть речи есть замена на Чёрный (чернеть), шёпот (шептать), шёл (шедший), жёлтый (желтеть). Шоколад, шоссе, шофёр. Исключения: крыжовник, шорох , шов, капюшон

  • Слайд 14

    ШИП., Ц Е ? О

    !Смотри на ударение удар. шалаш ом , дворцом , крючок, щелчок товарищем , сердцем , звоночек, кусочек СУЩ. ПРИЛ. наречие на -О- (-Е) ! В глаголах и отглагольных формах всегда пиши Е(Ё). Печём, печёный, сгущёнка, меченый, ночёвка. свежо - певуче

  • Слайд 15

    После пиши

    всловах на -ция цирк, анимация, с улиц ы, курицын Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть  

  • Слайд 16

    № 4. Правописание Ь знака.

    …СОГЛ. ! Разделительные знаки внутри слова под ъезд,съёмка, пред ъявить Перед е,ё,ю,я; пьеса, копьё, полью, друзья, соловьи !Словарь:адъютант, инъекция,объект, бульон, медальон. и

  • Слайд 17

    После согласных

     ф. 2 лица ед. числа (что делаешь?) ГоняешЬ(ф.2 л.) неопределённая ф.(что делать?) гонятЬся (н.ф.) ЕСТЬ !В глаголах личная форма (что делает?) гоняется (3 лицо)  ф. повелительного наклонения (что делай?) спрячЬ(повел.), бросЬте НЕТ

  • Слайд 18

    НЕТ ЕСТЬ  !Сущ.  3 склонение не 3 склонение ночЬ, дочЬ,глушЬ мяч, плющ (2 скл.) много туч (1скл.) После согласных на конце слова после краткие прилагат. (каков?)  наречия на -Ч,-Ш Искл. Настежь, замуж певуч, свеж прочЬ, сплошЬ

  • Слайд 19

    № 5. Правописание безударных гласных впадежных окончаниях существительных.

    УД. 1 Д. П. 2 П. 1 Р. 3 Р. Д. П. УД. в песне (1П.) к речке (1Д.) на озере (2 П.) из речки (1Р.) из области(3Р.) на памяти (3Д.) ! Проверяй по форме склонения и падежа

  • Слайд 20

    ! У слов на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ своё правило.

    лекция (ж.р.)без лекции (Р., на -ия) лекторий (м.р.)  о лектории (П., на -ий) событие (с.р.) о событии(П., на -ие) ! Проверяй по форме падежа на -ИЙ, -ИЕ П. на -ИЯ Р., Д.,П.

  • Слайд 21

    № 6. Правописание безударных гласных впадежных окончаниях прилагательных

    Т. (КАКИМ?) → -ым (-им) ! Определи форму рода и падежа прилагательного (задай вопрос от определяемого существительного) Пр. (о КАКОМ?) → -ом (-ем) м.р. с.р. В. (КАКУЮ?) → -ую (- юю) Р., Т., Д., П. (КАКОЙ?) → -ой (- ей) ж.р. листом (каким? Т., м.р.) жёлтым осенним об увядании (каком? П., с.р.) грустном осеннем природу (какую? В., ж.р.) поэтичную осеннюю стаей (какой? Т., ж.р.) последней журавлиной

  • Слайд 22

    Правописание безударных падежных окончаний причастий.

    !Верно задай вопрос от определяемого слова, определи форму рода, числа и падежа причастия. Я выходил на берег бушующего моря (какого? Р., ср.) и стоял там неподвижно, с сильно бьющимся сердцем (с каким?, Т., ср.). Солнце осветило вымощенную круглыми камнями и усеянную жёлтой листвой дорогу (какую? В., ж.). Он увидел братишку (какого? В., м.), оставшегося в пустой комнате. Мы приближались к занесённым снегами деревушкам ( к каким? Д., мн.).      

  • Слайд 23

    № 7. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

    вI спряжении н.ф. на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ… Исключения: брить, стелить  Пиши В единственном числе воIIспряжении н.ф.на-ИТЬ Исключения: смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. Во множественном числе -ут(ют-) -ат(-ят) сеет, пашет, бреет – сеют, пашут, бреют ходит, любит, держит – ходят, любят, держат

  • Слайд 24

    № 8. Правописание cуффиксов.

    В прошедшем времени перед -Л- сохраняется суф. инфинитива:  летАл, колОл, спешИл, видЕл, слышАл.  -л- прошедшего времени:рисовал, участвовал, помогал Суффиксы основы инфинитива (перед –ть). -А-, -Е-, -О-, -У-, -Ы-IспряжениеII  -И-  Запомни грамматические  глаголов летать колоть, тянуть спешить, торопиться -И- повелительного наклонения. КрикнИте громче, запомнИте правило. Когда закончИте, напишИте вывод.  

  • Слайд 25

    ! Запомни словообразующие суффиксы и их значения. Лицо, предмет:-тель-, -ник-,-ист-, -чик-; эмоц. оценка: -еньк-, -онок-, -ищ- ;признак: -ист-, -чат-, -чив- - ЧИК - ? - ЩИК- После Д -Т, З - С, Ж наводчик, пулемётчик, грузчик; сварщик (не после д-т, з-с,ж) - ЕК -?- ИК- !При изменении слова гласный! выпадает не выпадает ключик (ключика) замочек (замочка) Если в прилагательных • есть краткая форма • это слово от основы на К,Ч,Ц -К- • нет ….. -СК- Резкий (кр.ф. резок), ткацкий (от ткач); французский (от француз). ! Запомни условия правописания вариантов.

  • Слайд 26

    -ыва- (-ива-)?-ова-(-ева-) в глаголах  Если в настоящем и будущем времени форма на Пиши в н.ф. и прошедшем времени: -ыва- (-ива-) -ую-(-юю-) -ыва- (-ива-) -ова-(-ева-) нарисую нарисовать тоскую тосковать опаздываю  опаздывать подмигиваю  подмигивал На конце наречий, образованных от бесприставочных форм с приставками ИЗ-, ДО-, С- от приставочных форм   левый – слева, давний – издавна, чистый- дочиста новый – заново, созвучный - созвучно

  • Слайд 27

    Правописание суффиксов причастий настоящего времени.

    ! Проверяй по спряжению исходного глагола ! -ущ-(-ющ-) -ащ-(ящ-) -ом-(-ем-) -ым-(им-) действительные От глагола страдательные Iспр.  IIспр. скакать  скачУЩий реять  реЮЩий значить  значАЩий видеть  видЯЩий читать  читаЕМый видеть видИМый нести  несОМый томить  томИМый От глагола на -Ать (-Ять)  А(Я) -Ить / -Еть)  Е перед - НН - (- Н-) читАнный, стрелЯнный выращЕнный, закручЕнный    

  • Слайд 28

    …З ! Запомни гласные и согласные в приставках. Пред-, пере-, над-(надо-), под-,(подо-),об- (обо-), во-, по-, на-, со-, о-, до-, от-, про- … № 9. Правописание приставок. !Проверяй гласные в приставкахна З – С. … З(С) …С звонкий согл. глухой согл. ! З раззвонить, расчертить, расцвести, развести; здесь, сделал, здоровый

  • Слайд 29

     сверх И Правописание после приставок МЕЖ- иноязычные приставки: СУПЕР-, ДЕЗ - … нет замены гласной есть замена гласной после … согласный Ы сверхизысканный  разыграть отыменной подыскать межинститутский дезинформация суперигра

  • Слайд 30

    Правописание приставок

    !Определи значение приставки: ПРИ- приближение  присоединение  близость (= возле)  законченное действие  очень  = ПЕРЕ ? ПРЕ- приплыть, прибить, присесть, пришкольный, приучить предобрый, преградить  неполное действие

  • Слайд 31

    ! Запоминай слова с неясным значением ПРЕ\ПРИ принуждение, приятный, природа, пример, приучить преобразить, прекратить, преобладание, преобразование, превозмочь, престол ! Различай омонимы с ПРЕ\ПРИ приёмник – преемник придавать – предавать прибывать – пребывать приступать – преступать призирать – презирать Я этому не придавал значения. – Я его не предавал. Поезд прибывает вовремя. – Мы пребываем в вагоне. Надо приступать к делу. – Не надо преступать закон. В храме призирают бездомных. – Дети презирают ложь.

  • Слайд 32

    № 10. Правописание слов с

    ! Чтобы не ошибиться, определи: часть речи функциюНЕ  Пиши с НЕ всегда СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО НЕ +глагол НЕ … не знаю, не был нездоровится, негодовать неистовство +краткое причастие не закончен + деепричастие не закончив если слово без НЕ не употребляется

  • Слайд 33

    Возможныварианты. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО  Пиши НЕ ЕСЛИ НЕТ ЕСТЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ОСОБЫЕ СЛОВА (далеко НЕ, вовсе НЕ, ничуть не, нисколько НЕ) некрасивый несвобода недолго незаконченный далеко не красивый не свобода, а плен ничуть не долго не законченный , а начатый НЕ НЕ ! Смотри на внешние признаки в контексте.

  • Слайд 34

    ! Особое условие для полных причастий.

     Пиши НЕ СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО ЕСЛИ ЕСТЬ НЕТ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО не законченный (когда?) вовремя роман не скошенная (кем?) нами трава

  • Слайд 35

    № 11. Правописаниев разных частях речи.

    ! В отыменных формах обрати внимание на суффикс.   длина  длинный станционный, торжественный Искл.: свиной, румяный, юный, зелёный, гостиный, пряный, рдяный песчаный водяной мышиный ветреный стеклянный, оловянный, деревянный  - - - - - - - Искл.:

  • Слайд 36

    -НН- (причастия) !В полных отглагольныхформах смотри на внешние признаки. ПРИСТАВКА  ЗАВИСИМОЕ СЛОВО  -ОВА-,-ЕВА-  это форма от глагола сов.в. без приставки -Н- (прилагат.) ЕСТЬ НЕТ Кошеный Скошенный Кошенный косой Маринованный Решённый (от решить – что сделать?) Искл.:раненый ЕСЛИ

  • Слайд 37

     В наречиях пиши столько же Н, сколько в словах, от которых они образованы. Звучал торжественно, выглядел традиционно, говорил обдуманно. !Запомни словарные прилагательные. Желанный, медленный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, чеканный, священный, чванный, читанный, нетленный. Смышлёный. !Различай омонимы кратких форм по смыслу (в ф. ж. р., ср., мн.ч.) Девочка послушна, воспитанна (крат. прил.) Девочка хорошо воспитана родителями. (крат. прич.) Взволнованна – взволнована; организованна – организована, изысканна – изыскана; законченна – закончена и т.п.

  • Слайд 38

    № 12. Написания слитные, раздельные, дефисные.

     Сложные прилагательные пиши еслиобразованы от словосочетаний древнерусский (от Древняя Русь), трёхметровый (от три метра) русско - немецкий (от русский и немецкий), юго - восточный светло – синий (от светлый и синий) обозначают через дефис равноправные признаки оттенок цвета слитно

  • Слайд 39

     Неопределённые и отрицательные местоимения, наречия пиши: с приставками НЕ-, НИ- некто – никто (м.), негде - нигде (н.), некогда – никогда (н.) кое - кто, кое – где, когда – то, чем – либо, где - нибудь А - Б с приставкой КОЕ – с суффиксами -ТО- , - ЛИБО -, - НИБУДЬ - АБ А Б местоимения с предлогами внутри слова кое с кем, ни у кого, не с кем

  • Слайд 40

    Правописание наречий.

    дефис -И - В- (ВО-) наречие на -ОМУ – (-ЕМУ-) -ЫХ- (-ИХ) ПО - По- старому, по- осеннему, в- пятых, в- третьих, по-русски СЛИТНО пиши наречия со значением признака: Пространственного (где? куда? ) Временного (когда?) вперёд, назад, вверх, вниз наконец, наутро, навеки ! Отличай от омонимов – сущ., прилаг. с предлогом. подняться наверх (нар.) – на верх (сущ.) скалы жить по – старому - читать по старому учебнику

  • Слайд 41

     из-за (чего? Р.п.) дома, по-над (чем? Т.п.) садом  Предлоги пиши ! Сложные отыменные и отнаречные производные. навстречу, наподобие, позади, вверху, ввиду, вдоль, насчёт, вместо, вроде навстречу (кому? Д.п.) другу; вдоль (чего? Р.п.) тропинки  по окончании (чего? Р.п.) работы ,впродолжение(чего? Р.п.) лета окончании прибытии возвращении предъявлении (= после)   следствие заключение течение продолжение -  из-за, из-под, по-над 

  • Слайд 42

    Отличай производные союзы от омонимов (местоимений и наречий) ! Задай вопрос, определи значение слова в контексте. Союзы Омонимы также = и, ещё так(как?) тоже= и чтобы, чтоб= для того чтобы зато= но Слитно Раздельно то(какое?) что(что?) бы за(какое?) то Зимой в парке так же красиво (= нареч. + частица), как и летом. Я пошёл в парк, чтобы полюбоваться снегом, мои друзья также. Я тоже увидел то же (мест. + част. ) дерево. Я спрятался за то(предог + мест.) дерево. Мы немного замёрзли, зато (= но) полюбовались природой. Что бы (мест. + част. ) подарить другу на Новый год?   ПИШИ же бы

  • Слайд 43

    № 13. Правописание НЕ - НИ.

    !Определи функцию Отрицание Не мальчик говорил об этом.  Я не говорил об этом. Это не гроза. Усиление утверждения (в СПП) Куда ни оглянусь, повсюду море. Где он только не бывал! Усиление отрицания На небе позади не было ни облачка (Р.п.). Вокруг нет ни души (Р.п.). (кто ни, что бы ни, как ни, сколько ни,  куда ни, где ни, какой ни, чей ни, т. п.) Утвердительный смысл (в простом предложении) Это союз, часть союза. Не видно ни воды, ни деревьев. Смеялись не только дети, но и взрослые. Это элемент устойчивого сочетания. откуда ни возьмись,  куда ни шло, во что бы то ни стало, ни то ни сё; ни рыба ни мясо;  т. п. далеко не, отнюдь не, ничуть не 

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке