Содержание
-
Орфографические и синтаксические задачи
-
АЛГОРИТМ(пошаговаяподгатовка к ответу)
Составила учитель русского языка и литературы Карпова Анна Михайловна П.Тура
-
Применение алгоритма:
1.Первичное изучение темы. 2.Закрепление материала.
-
Положительное:
1.Материал излагается кратко. 2.Слова, несущие основную мысль, можно подчеркивать. 3.Дается всему описанию более рельефный, наглядный вид. 4.Ученик понимает логический ход рассуждения, обосновывает правописание.
-
Обязательно:
не нарушать последовательности вперечислении условий правила.
-
Ь знак па конце словпосле щипящих
глагол ь наречие кр.прилаг. ь мн.ч.; м.р. сущ-ное (много, мой) ь ед.ч.; ж.р. (она, одна) ь Примеры: отвлечь,плащ, дочь, вскачь(уж, замуж, невтерпеж) Рифмованный алгоритм В глаголахи наречиях Знак пишется всегда. А в кратких прилагательных Его нет никогда. Существительное - много, Существительное - мой – Знак не нужен никакой! А подставь она, одна - Мягкий знак пиши всегда!
-
Ьзнак после шипящих
ЧАСТЬ РЕЧИ ГЛАГОЛИМЯ СУЩ. КРАТ. ПРИЛАГ. ВСЕГДА Ь 3-Е СКЛ. ОСТАЛЬНЫЕ нет ь нет Примеры: смеешься дочькамыш горяч
-
РАССУЖДЕНИЕ
Чтобы не ошибиться в правописании мягкого знака после шипящих, надо определить, какая это часть речи: 1. Если это глагол – пиши ь. 2.Если это существительное 3-го скл.- пиши ь. 3.В остальных сущ-ных и в кр. прилаг. Ь не пишется
-
НАПИСАНИЕ И - Ы ПОСЛЕ Ц
-ЦИЯ ЦИ -ЦЫН -ЦЫЙ -ЦЫ Исключения: цыган,цыц,цыпленок, цыпочки,цыкнуть. Рифмованный алгоритм В существительных на –ция Мы всегда напишем – ия. Да и в корне, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовках –цын, -цый, -цы Пишем только букву –ы.
-
О и е после шипящих
В корне е(кромеискл.) глаг., причас. е За корнем сущ., прилаг. О Примеры: шелк-шелка, запряжет(гл.), запряженный(прич.), речонка(сущ.), холщовый(прил.) Искл.: шорох, чокаться, шов, обжора и иноязычные слова. Рифмованный алгоритм Проблема в корне – проверяй: Е на е скорей меняй. После корня у глагольных Букву е пиши спокойно. В именных за корнем о – Это знаем мы давно.
-
Запомнить!
После шипящих е пишется в словах: бечевка, ночевка, раскорчевка, тяжелый, дешевый, стажер, ухажер, печенка, тушенка, дирижер.
-
ОИЕПОСЛЕ ШИПЯЩИХИЦ (ВСЕ СЛУЧАИ)
1. Части речи глагол,причастие имя сущ., еимя прилаг. 2.Часть слова суффикс, окончание под ударением без ударения ое Корень е (ОРФ.14)
-
РАССУЖДЕНИЕ:чтобы не ошибиться в написании о - е после шипящих и ц , надо:
1)определить часть речи: если это глагол или причастие, пиши всегда е, если это сущ-ное или прилагат-ное,то надо установить: 2)в какой части слова гласная: если в корне, пиши е, кроме исключений: шов, шорох, шоссе, жонглер, мажорный и др.(орф.14), если в окончании или суффиксе, то под ударением – о, а без ударения – е.
-
Различение не и ни
и н е = нет = даже и = и не..., и не не не – ни ни…,ни… не ответил не ответил ни слова ни день, ни ночь (нет) (не ответил даже и слова) ( и не день,и не ночь)
-
Н И НН в прилагательных и причастиях
1. Приставка (кроме не-) или нн - о / еванный 2.Определите часть речи прилагат., образов.от сущ. причастие; прилаг., образ. от глаголов -ан- -онн- -ян- -енн- -ин- …н+н-3.Зависимое слово н нн нет есть ннн 4.Кр. причастия не раздельно н
-
Е и И в безударных личныхокончаниях глаголов
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА(ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?) ВСЕ НА -ИТЬ (КРОМЕ БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) 7 НА –ЕТЬ ОСТАЛЬНЫЕ 4 НА –АТЬ 2СПРЯЖЕНИЕ 1СПРЯЖЕНИЕ И Е -АТЬ -ЕТЬ брить СЛЫШАТЬ СМОТРЕТЬ стелить ДЫШАТЬ ВИДЕТЬ ГНАТЬ НЕНАВИДЕТЬ ДЕРЖАТЬ ОБИДЕТЬ ТЕРПЕТЬ ЗАВИСЕТЬ ВЕРТЕТЬ
-
ПРАВОПИСАНИЕБЕЗУДАРНЫХЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
1.Выясни, оканчивается ли глагол на – ить? да нет Вывод: пиши и2.Входит ли в состав 11гл.- исключений? да нет Вывод: пиши и Вывод: пиши е Пример: колет-(колоть) – не на – ить, не искл., 1спр. е
-
Свернутый алгоритм
Образец: плугом пашет (3-е л., ед. ч.) 1) пахать; 2) не на – ить; 3) не исключение( слышать, дышать, гнать, держать); 4) 1-е спр. – пиши е (мн. ч. –ут / -ют) пашут
-
Чередование гласных еи и вкорне
1. Найди корень. 2.Выясни, следует ли за ним суффикс - а - да нет 3.Вывод: пиши 3.Вывод: пиши - и -- е – Примеры: забираю заберу
-
Правописание безударныхгласных вкорне
1.Найди безударный гласный в корне. 2.Можно ли изменить форму слова так, чтобы гласный оказался под ударением? да нет Пиши, как под ударением. 3.Подбери родственные слова. Есть ли среди них проверочное слово, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением? данет Пиши, как под ударением. Обратись к орф. словарю.
-
ПРИСТАВКИ НАЗ – ИС -
1.Выдели приставку на з - и с - . 2.Определи стоящую за ней букву. Она обозначает Она обозначает звонкий согласный. глухой согласный. Пиши в приставке Пиши в приставке з.с.
-
Виды простых предложений
Признаки предложений 1.Двусоставное (есть подлежащее и сказуемое). 2.Односоставные: 1) определенно-личное(нет подлежащего, сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица); 2) неопределенно-личное(нет подлежащего, сказуемое выражено глаголом 3-го лица множ. числа,а в прошедшем времени – просто глаголом во мн. числе); 3) безличное(нет подлежащего, сказуемое выражено любой частью речи, кроме глаголов 1-го и 2-го лица, а также глаголов 3-го лица мн.числа, в прошедшем времени – просто глаголов во мн.числе); 4) назывное(есть подлежащее, но нет сказуемого).
-
Чтобы определить видпредложения,надоопределить:
1.Есть ли в предложении подлежащее? да нет 2. Есть ли сказуемое? 2.Выражено ли сказуемое глаголом 1-го или 2-го л. да нет да нет Вывод: Вывод: Вывод: 3.Выражено ли сказуемое глаг. 3-го л. мн.ч., в прош. врем.- просто глаголом во мн. ч.? двусоставное назывное опр.-личное да нет Вывод: Вывод: неопр.-личноебезличное
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.