Презентация на тему "Комплекс алгоритмов решения орфографических задач"

Презентация: Комплекс алгоритмов решения орфографических задач
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Универсальная презентационная работа по русскому языку, которая будет одинаково полезной, как для старшеклассников, так и для учащихся средней школы. В данной работе собраны все основные алгоритмы решения орфографических задач, представленных в виде схем.

Краткое содержание

  • Сборник алгоритмов решения орфографических задач
  • Пояснительные схемы
  • Слова исключения

Содержание

  • Презентация: Комплекс алгоритмов решения орфографических задач
    Слайд 1

    Дидактическое пособие

    «Комплекс алгоритмов решения орфографических задач для учащихся 5 – 11 классов».

    Автор – составитель: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории

    МОУ СОШ № 29 Прокудина Ольга Борисовна

    Березники, 2010

  • Слайд 2

    Алгоритм «Правописание безударных гласных в корне слова».

    Проверить, находится ли гласный под ударением

    • Да
    • Нет

    Написать тот гласный, который слышится

    Изменить слово так, чтобы безударный гласный оказался под ударением

    • Можно изменить
    • Нельзя изменить

    Написать в безударном положении ту букву, что и в ударном слоге

    Обратиться к словарю

  • Слайд 3

    Алгоритм «Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне».

    • Выделить корень в слове
    • Подобрать родственное слово (форму слова), где бы согласный находился перед гласным или буквами В, Л, М, Н, Р
    • Можно подобрать
    • Нельзя подобрать
    • Написать согласный, который слышится
    • Обратиться к словарю
  • Слайд 4

    Алгоритм «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

    • Проверить, входит ли слово в список исключений.
    • Да
    • Написание запомнить
    • Исключения:
    • блеснуть,
    • плеснуть,
    • лестница,
    • праздник,
    • ровесник,
    • чувствовать,
    • сверстник
    • Нет
    • Выделить корень
    • Подобрать родственное слово (форму слова), чтобы после непроизносимого согласного находился гласный
    • Можно подобрать
    • Нельзя подобрать
    • Написать согласный, который слышится
    • Различать по значению сходные по написанию слова
  • Слайд 5

    Алгоритм «Правописание чередующихся гласных в корнях слов»

    • Выделить корень в слове
    • ГАР-ГОР, КЛАН-КЛОН, ТВАР-ТВОР
    • ЗАР-ЗОР, ПЛАВ-ПЛОВ
    • Определить, находится ли гласный в корне под ударением
    • Определить, находится ли гласный в корне под ударением
    • Да
    • Нет
    • Написать тот гласный, который слышится
    • Написать О
    • Исключения: изгАрь. пригАрь, выгАрки
    • Да
    • Нет
    • Написать тот гласный, который слышится
    • Написать А
    • Исключения: зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха
  • Слайд 6

    Алгоритм «Правописание чередующихся гласных в корнях РАСТ-РОС, СКАК-СКОЧ».

    • Выделить корень в слове
    • Проверить, оканчивается ли корень на СТ, Щ
    • Проверить, оканчивается ли корень на К
    • РАСТ-РОС
    • СКАК-СКОЧ
    • Да
    • Нет
    • Написать А
    • Написать О
    • Исключения: рОсток, отрАсль
    • Да
    • Нет
    • Написать А
    • Написать О
    • Исключения : скАчок
  • Слайд 7

    Алгоритм «Правописание чередующихся гласных в корнях МАК-МОК, РАВН-РОВН.

    • Выделить корень в слове
    • Если это корень МАК-МОК, определить значение
    • Если это корень РАВН-РОВН, определить значение
    • Погружать в жидкость
    • Пропускать жидкость
    • Написать А
    • Написать О
    • Одинаковый, сходный, равный
    • Прямой, гладкий, ровный
    • Написать А
    • Написать О

    Исключение: рОвесник

    Исключение: рАвнина

  • Слайд 8

    Алгоритм «Правописание гласных в приставках РАЗ-РОЗ, РАС-РОС.

    • Выделить приставку в слове
    • Проверить, находится ли она под ударением
    • Да
    • Нет
    • Написать А
    • Написать О
    • Исключение: рОзыскной
  • Слайд 9

    Алгоритм написания безударных личных окончаний глагола.

    • Поставить глагол в неопределённую форму.
    • Посмотреть, на что оканчивается глагол.
    • Определить спряжение.
    • 2 спряжение
    • 1спряжение
    • Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить;
    • 11 глаголов – исключений:
    • Гнать, держать, зависеть, видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, терпеть, дышать, слышать, вертеть
    • Все остальные глаголы.
    • Окончания –АТ,-ЯТ;
    • Гласная И в окончаниях.
    • Окончания –УТ, -ЮТ;
    • Гласная Е в окончаниях
  • Слайд 10

    Алгоритм написания безударных окончаний прилагательных.

    1. Найти имя существительное, от которого зависит данное прилагательное.

    2. Задать от существительного вопрос к имени прилагательному.

    3. Найти окончание вопроса.

    • Если в окончании вопроса гласная О
    • В окончании прилагательного - О (после твёрдых согласных), Е (после мягких согласных и шипящих).

    4. Какое окончание в вопросе, такое и у имени прилагательного.

    • Если в окончании вопроса гласная У
    • В окончании прилагательного – У (после твёрдых согласных), Ю (после мягких согласных ).

  • Слайд 11

    Алгоритм «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ».

    • Выделить приставку в слове
    • Определить значение приставки
    • Близка по значению к слову «очень» или к приставке ПЕРЕ-
    • Имеет значение приближения, присоединения, близости или неполноты действия
    • Написать ПРЕ-
    • Написать ПРИ-
  • Слайд 12

    Алгоритм «Правописание гласных Ы, И после Ц».

    • Определить, в какой части слова находится гласный
    • В суффиксе или окончании
    • В корне, а также в словах на -ЦИЯ
    • Написать Ы
    • Написать И
    • Исключения: цЫган, цЫпочки, цЫплёнок, цЫкать
  • Слайд 13

    Алгоритм «Написание гласных Е-Ё-О после шипящих и Ц в существительных и прилагательных».

    • Определить часть слова, в которой находится орфограмма
    • В корне
    • В суффиксе или в окончании
    • Подобрать однокоренное слово с Е в корне
    • Поставить ударение
    • Есть
    • Нет
    • Пишем Ё в корне
    • Пишем О в корне
    • Гласная под ударением
    • Гласная без ударения
    • Пишем О
    • Пишем Е
  • Слайд 14

    Алгоритм «Правописание О, Е после шипящих в разных частях слова разных частей речи».

    • Проверить, указано ли данное слово заимствованным
    • Да
    • Написание запомнить
    • Нет
    • Определить, к какой части речи относится слово
    • Существительное, прилагательное, наречие
    • Глагол, причастие, отглагольное существит., отглаг.прилагательное
    • Написать Е, Ё
    • Определить, в какой части слова находится гласный
    • В корне
    • В суффиксе или окончании
    • Есть ли чередование Е-О в родственных словах
    • Да
    • Нет
    • Е (Ё)
    • О
    • Проверить наличие ударения на Е, Ё, О
    • Да
    • Нет
    • О
    • Е
  • Слайд 15

    Алгоритм «Написание Ь после шипящих на конце слова».

    • Определить, какой частью речи является данное слово
    • Существительное 3 склонения, глагол
    • Существительное не 3 склонения, краткое прилагательное,
    • Наречия - исключения (уж, замуж, невтерпёж)
    • Ь пишется
    • Ь не пишется
  • Слайд 16

    Алгоритм «Правописание разделительных Ь и Ъ».

    • Проверить, находится ли орфограмма в корне перед Е, Ё, Ю, Я, И.
    • Да
    • Нет
    • Написать Ь
    • Исключения: Бульон, Медальон, Почтальон, Павильон, Батальон, компаньон
    • Проверить, находится ли орфограмма после приставки на согласный
    • Да
    • Нет
    • Определить, начинается ли корень с букв Е, Ё, Ю, Я
    • Да
    • Нет
    • Написать
    • Ъ
    • Не писать
    • Ъ
    • Проверить, находится ли орфограмма между частями сложного слова перед Е, Ё, Ю, Я
    • Да
    • Нет
    • Написать Ъ
    • Не писать Ъ
  • Слайд 17

    Алгоритм «Написание Н и НН в прилагательных».

    • Опознать данную орфограмму
    • Определить, как именно образовано данное прилагательное
    • С суфф.-ИН-
    • С суфф. –АН-,-ЯН-
    • С суфф. –ОНН-, -ЕНН-
    • От сущ.с основой на -Н
    • Н
    • НН
    • Исключения: стекляННый, оловяННый, деревяННый
  • Слайд 18

    Алгоритм «Написание суффиксов –К- и –СК-».

    • Посмотреть, нет ли в основе буквы Ц
    • Есть
    • Нет
    • Пишу –К-
    • Посмотреть, нет ли у данного слова краткой формы
    • Есть
    • Нет
    • Пишу –К-
    • Пишу –СК-
  • Слайд 19

    Алгоритм «Написание НЕ с именами прилагательными».

    • Доказать, что данное слово является именем прилагательным
    • Посмотреть, употребляется ли данное слово без НЕ
    • Нет
    • Да
    • Пишу слитно
    • Есть ли противопоставление с союзом А
    • Да
    • Нет
    • Пишу раздельно
    • Есть ли перед прилагательным слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО, отрицательные местоимения?
    • Да
    • Нет
    • Пишу раздельно
    • Пишу слитно
    • Проверяю: пробую заменить синонимом без НЕ
  • Слайд 20

    Алгоритм «Правописание Ь в глаголах».

    • Определить, в какой форме употреблён глагол
    • Неопределённая форма
    • Повелительное наклонение
    • 2 лицо единственного числа
    • Написать Ь
    • Исключения: ЛЯГ, ЛЯГТЕ
  • Слайд 21

    Алгоритм «Правописание форм глаголов».

    • В безударных личных окончаниях наст.,буд.времени
    • И
    • Е
    • Глаголы 2 спряжения
    • Глаголы 1 спряжения
    • В прошедшем времени гласная перед –Л-
    • Гласная перед ТЬ в неопределённой форме
    • ТСЯ И ТЬСЯ
    • ТЬСЯ
    • ТСЯ
    • Неопределённая форма (что делать?)
    • Безличный глагол
    • 3 лицо наст.,буд.времени
  • Слайд 22

    Алгоритм «Написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

    • Посмотреть, нет ли у данного слова следующих признаков:
    • Слово совершенного вида
    • Есть суффиксы ОВА, ЕВА, ИРОВА
    • Есть приставка , кроме НЕ
    • Есть зависимое слово
    • Есть
    • Нет
    • Это причастие
    • Это отглагольное прилагательное
    • Пишется НН
    • Пишется Н
  • Слайд 23

    Алгоритм «Написание гласных в суффиксах причастий настоящего времени».

    • Определить, от какого глагола образовано причастие
    • Определить спряжение данного глагола
    • 1 спряжение
    • 2 спряжение
    • Суффиксы:
    • -УЩ-
    • -ЮЩ-
    • -ЕМ-
    • Суффиксы:
    • -АЩ-
    • -ЯЩ-
    • -ИМ-
  • Слайд 24

    Алгоритм «Написание НЕ с причастиями».

    • Посмотреть, употребляется ли причастие без НЕ
    • Да
    • Нет
    • Пишем слитно
    • Посмотреть, нет ли противопоставления с союзами А, НО
    • Нет
    • Есть
    • Пишем раздельно
    • Посмотреть, есть ли зависимые слова
    • Есть
    • Нет
    • Пишем раздельно
    • Пишем слитно
  • Слайд 25

    Алгоритм «Различение приставок НЕ- и НИ-».

    • Ставим вопрос на основе сказуемого:
    • «Было нечто или нет?»
    • Нет, не было
    • Да, было
    • Отрицание
    • Утверждение
    • НЕ при сказуемом
    • НИ без сказуемого
    • НЕ+НИ
    • Где НЕ как
    • Где НИ,как
    • В простом
    • В сложном
    • предложении
  • Слайд 26

    Алгоритм «Различение союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО и местоимений с частицами (предлогами) ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО».

    • Союзы
    • Местоимения + частицы (предлоги)
    • пишутся
    • Слитно
    • Раздельно
    • ТАКЖЕ
    • ТОЖЕ
    • ЗАТО = НО
    • ТАК ЖЕ
    • ТО ЖЕ
    • ЗА ТО
    • Можно отбросить
Посмотреть все слайды

Конспект

Дидактическое пособие

«Комплекс алгоритмов решения орфографических задач для учащихся

5 – 11 классов».

Автор – составитель:

учитель русского языка

МОУ СОШ № 29

Прокудина О.Б.

Березники, 2010

Пояснительная записка.

21 век. Время использования компетентностного подхода в обучении. Перед учителем - словесником стоит цель не просто дать учащимся систему знаний по предмету, но и научить их использовать данные теоретические знания в жизни, включать их в практику письма.

Для того, чтобы дети более легко усваивали орфографические правила и овладевали их практическим применением, мной был разработан комплекс алгоритмов решения орфографических задач для среднего звена общеобразовательной школы. Алгоритмы представляют собой пошаговые инструкции для применения того или иного правила русской орфографии.

Цель данного пособия: формирование языковедческой компетенции.

Задачи: сделать изучение учащимися орфографических правил более доступным; проследить логику построения и применения правила.

Новизна и актуальность данного пособия заключается в том, что материалы представлены в бумажном и электронном виде, что позволяет использовать их как на обычном уроке, так и на уроке с применением ИКТ. Электронные алгоритмы выполнены с использованием анимационных приёмов, что позволяет на уроке их выстраивать совместно с ребятами в процессе изучения орфографической темы. Каждый алгоритм на печатной основе выполнен в количестве 15 экземпляров (при использовании выдаётся на каждую парту).

Пособие универсально, так как может использоваться любым учителем русского языка, работающим в 5 – 11 классах на разных этапах работы: при изучении нового материала, при отработке орфографических навыков, при закреплении темы, при самостоятельной работе над правилами, при подготовке к итоговой аттестации. Пособие может использоваться для индивидуальной работы с учащимися разного уровня способностей, что позволяет осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.

Дидактическое пособие

«Комплекс алгоритмов решения орфографических задач для учащихся

5 – 11 классов».

Автор – составитель:

учитель русского языка

МОУ СОШ № 29

Прокудина О.Б.

Березники, 2010

Пояснительная записка.

21 век. Время использования компетентностного подхода в обучении. Перед учителем - словесником стоит цель не просто дать учащимся систему знаний по предмету, но и научить их использовать данные теоретические знания в жизни, включать их в практику письма.

Для того, чтобы дети более легко усваивали орфографические правила и овладевали их практическим применением, мной был разработан комплекс алгоритмов решения орфографических задач для среднего звена общеобразовательной школы. Алгоритмы представляют собой пошаговые инструкции для применения того или иного правила русской орфографии.

Цель данного пособия: формирование языковедческой компетенции.

Задачи: сделать изучение учащимися орфографических правил более доступным; проследить логику построения и применения правила.

Новизна и актуальность данного пособия заключается в том, что материалы представлены в бумажном и электронном виде, что позволяет использовать их как на обычном уроке, так и на уроке с применением ИКТ. Электронные алгоритмы выполнены с использованием анимационных приёмов, что позволяет на уроке их выстраивать совместно с ребятами в процессе изучения орфографической темы. Каждый алгоритм на печатной основе выполнен в количестве 15 экземпляров (при использовании выдаётся на каждую парту).

Пособие универсально, так как может использоваться любым учителем русского языка, работающим в 5 – 11 классах на разных этапах работы: при изучении нового материала, при отработке орфографических навыков, при закреплении темы, при самостоятельной работе над правилами, при подготовке к итоговой аттестации. Пособие может использоваться для индивидуальной работы с учащимися разного уровня способностей, что позволяет осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке