Содержание
-
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА10 КЛАСС
Подготовила Петешова Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 24 г.Тулы
-
«Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В8. »
Тема урока:
-
Тропы и фигуры речи
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Паустовский К.) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. (Гоголь Н.) Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.(Куприн А.)
-
Троп(греч. tropos) означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. Фигура(лат. figure — образ, вид)—форма речи. Она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким.
-
Задание. Правильно ли распределены по таблице тропы и фигуры речи? Сделать записи в тетрадях, восстановив таблицу.
Тропы Метафора Олицетворение Эпитет Анафора Метонимия Эллипсис Сравнение Гипербола Ирония Парцелляция Фигуры Градация Эпифора Оксюморон Синекдоха Бессоюзие (асиндетон) Многосоюзие (полисиндетон) Литота Сарказм Инверсия
-
Тропы и фигуры речи
Тропы Метафора Олицетворение Эпитет Синекдоха Метонимия Сравнение Литота Гипербола Ирония Сарказм Фигуры Градация Анафора Эпифора Оксюморон Инверсия Бессоюзие (асиндетон) Многосоюзие (полисиндетон) Эллипсис Парцелляция
-
Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:
Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги. метафора Пляшет перед звездами звезда, Пляшет колокольчиком вода, Пляшет шмель и в дудочку дудит, Пляшет перед скинией Давид. (А.Тарковский) Анафора Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А. Блок) Эпифора С Россией кончено… На последях Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях. (М. Волошин) Градация Я вчера задыхался от счастья, А сегодня кричу от боли. (Р. Ивнев) Антитеза Там мертвой славе отдают Меня – твои живые руки. (А.Ахматова) Антитеза По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие (И. Гончаров) Инверсия Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция. Перифраз Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Олицетворение
-
Задание для 1-2 групп: В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа — тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы составлена правильно.
-
Ответы к заданию
-
Задание для 3-4 групп: Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.
-
Задание для 5 группы:Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором
1) Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нём пятна. (Козьма Прутков) 2) У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок. (Б. Пастернак) 3) Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (А. Пушкин) 4) Мужики — за топоры. 5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 6) Перо его местию дышит.(А. Толстой) 7) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. 8) С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка. 9) Вы — в каюты! Вы — в кладовые! (В. Маяковский) 10) Он громко, рыдающе засмеялся. 11) Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка. 12) И упало каменное слово На мою живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. (А. Ахматова)
-
Тропы и фигуры речи
«Язык - это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа». (И. Гердер, немецкий учёный, публицист, поэт и философ)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.