Содержание
-
Учимся понимать текст Готовимся к ЕГЭ
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №523 г.Москва Гордеева Ольга Николаевна 2012г.
-
Цель урока:
1 ) формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;. 2 ) образовательный аспект: учить анализировать содержание 3 ) развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость этихвыводов ; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся; 4 ) воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; терпимости ко всем видам искусства.
-
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы. Автор 500 научных и 600 публицистических трудов. Внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Являлся активным защитником культуры. Пропагандистом нравственности и духовности. 15 (28) ноября 1906 г. – 30 сентября 1999 г.
-
Д.С.Лихачёв, биография
1928 г. окончил ЛГУ 1928 г. арестован за участие в студенческом кружке на 5 лет осуждён за контрреволюционную деятельность, до 1931 г. политзаключённым отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. Был освобождён в 1932 г. и вернулся в Ленинград. С 1941 г. старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом). Осень 1941-весна 1942 г.г. находился в блокадном Ленинграде.
-
Биография
В июне 1942 г. защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук на тему «Новгородские летописные своды XII века» В 1945 г. опубликовал книгу «Новгород Великий: очерк истории культуры Новгорода XI-XVIIIвеков» С 1951 г. профессор Ленинградского государственного университета, читал спецкурс «История русского летописания», «История культуры Древней Руси»
-
В 50-е годы работал над серией книг «Литературные памятники», издал историко-литературный очерк по летописи «Cлово о полку Игореве» В 1954 г. присуждена премия Президента АН СССР за работу «Возникновение русской литературы» 1955 г. Первое выступление в прессе в защиту памятников старины. 1967 г. Издание книги «Поэтика древнерусской литературы» 1971 г. «Художественное наследие Древней Руси и современность»
-
Д.С.Лихачёв «Русское искусство от древности до авангарда»
Чтобы понять другого человека, надо увидеть в нём прежде всего хорошее. Плохое разъединяет людей, хорошее же соединяет, позволяет увидеть в человеке человека. Примерно то же с искусством. Чтобы понять другой народ, надо прежде всего познакомиться с его искусством, - и при этом с искусством в его лучших проявлениях.
-
продолжение
Искусство – ворота с чужие нам страны, к чужим людям, другим народам. Благодаря произведениям искусства чужие народы становятся для нас своими. Через национальное мы познаем интернациональное. Искусство соединяет. Искусство борется с разобщенностью, которая все более и более завладевает миром. И в этом глубокий смысл слов Достоевского: «Красота спасёт мир». И в этом наша надежда. Надежда на двадцать первый век… Человечество за последние годы начинает осознавать, что без гуманитарной культуры не может быть нравственного развития человечества, не может быть развития научной и технической интуиции.
-
Рост национализма во всем мире и общей разъединенности – прямое следствие непонимания народами друг друга , -- непонимания, диктуемого невежеством в области гуманитарных наук, художественного творчества, враждебностью, вызываемой тем, что люди перестали замечать через искусства хорошее друг у друга. В культуре нужна высочайшая терпимость ко всем видам искусства и искусству прошлого, - терпимость, основывающаяся не на равнодушии, а на поисках идейных и художественных ценностей.
-
Надо уметь в науках об искусстве быть открывателями, а не разоблачителями. Искусство бережет нас, мы должны беречь искусство. Искусство отвечает за наше отношение к миру, исправляет его, вводит нас в понимание людей иных информаций и иных национальностей. Мы же отвечаем за сохранение не только памятников искусства, но и за правильное понимание самого искусства. Культура России сложилась в условиях многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным.
-
Что такое текст
Текст (лат.-« ткань», «словесное единство»)имеет следующие признаки: 1.Включает в себя не менее двух предложений. 2.Предложения в тексте расположены в определённой последовательности. 3.Предложения текста связаны друг с другом между собой общей мыслью. 4.Предложения связаны друг с другом не только по смыслу, но и с помощью различных языковых средств. 5.Текствсегдаможноозаглавить.
-
Виды рассуждений
Различают три вида рассуждений: а)рассуждение-доказательство; б) рассуждение-объяснение; в) рассуждение-размышление. 1.Рассуждение-доказательство : Подведение к вопросу – вопрос – ответ на вопрос( тезис) –доказательство тезиса – выводы. 2.Рассуждение-объяснение не требует доказательства истинности или лживости тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно.
-
3.Рассуждение-размышление строится в вопросно-ответной форме, содержит систему ответов и вопросов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: Подведение к проблемному вопросу—система проблемных вопросов и ответов на них—вывод
-
Стили речи
Стиль– лат.stylus от греч. stylos – грифель для писания; слово это служило для обозначения способа изложения, склада речи.
-
-
Особенности публицистического стиля
Публицистический стиль– обращён к слушателям, читателям, об этом говорит его происхождение (publicus, лат.,- общественный). Сфера употребления ПС: общество, политика, экономика, культура.
-
Использование ПС
Функция публицистического стиля:обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения; побуждение к тем или иным поступкам, действиям. Область функционирования ПС: СМИ, публичные выступления на различного рода собраниях, дискуссии, письма.
-
Языковые особенности ПС
Широкое использование общественно-политической лексики, устойчивые обороты и выражения, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), побудительная форма глагола.
-
Проблема
1.Это сложный вопрос, требующий изучения, решения. 2.Это вопрос, над которым размышляет автор. пытается найти ответы на него. 3.Главной проблемой будет та, на которой автор сосредоточен и делает определённые выводы. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
-
Категории(виды) проблем
1.Философские (особенности развития общества, природы, мышления). 2.Социальные (устройство и жизнь общества). 3.Политические(государственная власть, партии, общественные группы, их деятельность). 4.Экологические (взаимодействие человека и природы). 5.Нравственно-этические(духовные качества человека, которыми руководствуется человек, определённые правила поведения).
-
Комментирование проблемы
Комментарий- рассуждение,пояснительные замечания по поводу чего-либо. Два вида комментария: 1.Текстуальный 2.Концепционный Объяснение текста, Интерпретация следование за автором проблемы текста, в раскрытии проблемы. её актуальности, столкновение мнений по данному вопросу.
-
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!
Запомни!
-
Выявление авторской позиции
Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Способы формулирования авторской позиции: Позиция автора такова… Автор считает… Автор убеждает нас в том… Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа : В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…
-
Позиция автора может быть выражена:
Прямо: 1.В названии текста. 2.В предложениях текста. 3.Через ряд аргументов.Косвенно: 1.Риторические вопросы. 2.Лексические повторы. 3.Оценочная лексика. 4.Порядок слов. 5.Вводные слова и т. п.
-
Аргументация собственной позиции
ЦЕЛЬ: одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли Аргумент - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса
-
Типы аргументов.
Естественные доказательства- это показания свидетелей, документы, данные экспертизы ,пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы. Логические доказательства- это доводы, апеллирующие к человеческому разуму, рассудку.( Научные аксиомы, законы природы, показания очевидцев, цитаты из авторитетных источников, примеры из жизни или художественной литературы и т. п.) Чувственные аргументы- это доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.
-
Список используемой литературы
1.А. Г. Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.» Лекции5-8.Москва. 2.В.А.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько «ЕГЭ 2010 Русский язык. Материалы для подготовки учащихся».Интеллект-Центр 2010. 3.Т.М.Пахнова «Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку»(9-11 классы)Москва. «Вербум-М» АО «Московские учебники»2003 4.http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=Портрет Лихачёва 5.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00019201184773068649
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.