Содержание
-
Употребление причастий и деепричастий в речи6 класс
подготовила учитель Леонидова Е.Т. ГБОУ школа №337 г. Санкт-Петербурга
-
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
-
Цели урока:
Формировать умение определять роль причастий и деепричастий в речи; Формировать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в книжной и разговорной речи; Повторить правописание причастий и деепричастий.
-
Найдите словосочетания с причастиями:
Танцующая пара Потерянный вид Бегающие дети Растаявший снег Потерянный платок Бегающие глаза Открытое окно Шуршащие листья Танцующая походка
-
Причастия, встречающиеся в названиях книг, запишите в 2 колонки: действительные и страдательные
«Унесё(н,нн)ые ветром» «Поющие в терновнике» «Бегущая по волнам» «Блистающий мир» «Отверже(н,нн)ые» «Открытая книга» «Утраче(н,нн)ые иллюзии» «Пылающий остров»
-
Проверьте себя:
Действительные «Поющие в терновнике» «Бегущая по волнам» «Блистающий мир» «Пылающий остров». Страдательные «Унесённые ветром» «Отверженные» «Открытая книга» «Утраченные иллюзии»
-
Найдитеневерноеутверждение:
Причастие – изменяемая часть речи. Причастие в предложении выполняет роль определения. Деепричастие обозначает признак предмета по действию. Деепричастие – неизменяемая часть речи. У причастия нет зависимых слов.
-
Найдите соответствия
Не узнав горя Сделав худо Не зная броду Не отведав горького Снявши голову по волосам не плачут не узнаешь и сладкого и лаптя не сплетёшь не лезь в воду не узнаешь и радости
-
Проверьте себя!
Не узнав горя, Сделав худо, Не зная броду, Не отведав горького, Снявши голову, не узнаешь и радости не жди добра не лезь в воду не узнаешь и сладкого по волосам не плачут
-
Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя
А.С.Пушкин
-
Исследование текста
-
Назовите автора и произведение. Определите стиль речи. Найдите метафоры и эпитеты. Подчеркните причастия и причастные обороты. Какова их роль в тексте?
Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .
-
Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .
-
1. Образуйте причастия от глаголов в скобках.2.Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах предложения. 3. Найдите примеры эпитетов, олицетворений , метафор.
Море, огромное, лениво (вздыхать) у берега, - уснуло и неподвижно в дали, (облить) голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не (скрывать) собою золотых узоров звёзд. (М.Горький)
-
Море, /огромное, лениво вздыхающее у берега/, - уснуло и неподвижно в дали, /облитой голубым сиянием луны/. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, /неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд/. Ключ
-
Исправьте ошибки в употреблении деепричастий
Раздвинув кусты шиповника, виднеется старинный дом. Мальчик гладил пёсика по спине, виляя хвостом. Наловив рыбу, у нас кончились червяки. Подъехав к платформе, собаки встретили нас дружным лаем.
-
За раздвинутыми кустами шиповника виднеется старинный дом. Мальчик гладил по спине пёсика, вилявшего хвостом. После того, как мы наловили рыбу, у нас кончились червяки. Когда мы подъезжали к платформе, собаки встретили нас дружным лаем. КЛЮЧ
-
Выберите грамматически правильное продолжение предложения :
Анализируя состав слова, У меня возник вопрос. Укажите его морфемы. Мне поставили «отлично». Часто не указывается основа.
-
Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Закрыв книгу, Герои надолго остаются в нашей памяти. Обдумывается прочитанное. Постарайтесь представить её героев. У меня возникло желание перечитать её.
-
Эти глагольные формы необходимы для яркого, красочного описания природы; для выразительности описания чувств, переживаний людей и живых существ; делают текст динамичным, выразительным, более точным и ёмким. Вывод: роль причастия и деепричастия в речи
-
Подведём итоги Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)…
-
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру «Роль причастий и деепричастий в речи».
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.