Содержание
-
Упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Воспитатель: Хохлова Софья Алексеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Уриковский детский сад комбинированного вида» Иркутск, 2024.
-
Игры на восприятие (узнавание) и различение неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. Данные упражнения подходят для детей с 2,5 – 3 лет. «Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты/бумаги, звон столовых приборов между собой и об тарелку/чашку, скрип двери и другие бытовые звуки. «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри. Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз».
-
Игры на различение звуков речи по тембру, силе, высоте. «Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя. «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит. «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
-
Игры на различение сходных между собой звуков. «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку. «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. «Похожи или нет» Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.
-
Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза: «Поймай звук». Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля. Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а]. Ловить можно любой звук, слог, короткое слово, хлопок можно заменить прыжком, поднятием вверх рук, флажка, фишки. Сначала ловим гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э. Назови первый звук в слове. Взрослый предлагает определить, с какого звука начинаются имена любимых игрушек, затем можно определить первый звук в названии животных и т.д. Обратите внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик). Назови последний звук в слове. Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.). Можно взять карточки из лото или других настольных игр, важно выбрать слова, заканчивающиеся на согласный звук. Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращаем внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р).
-
«Кто в каком домике живет». Цель: . развивать навыки деления слов на слоги. Материал: Рисунок с изображением трех домов, в домиках разное количество окон (1,2,3), картинки-слова, состоящие из 1,2,3-х слогов. Описание. Перед нами три домика, в первом доме с одним окном живут слова, состоящие из одного слога, в доме с двумя окнами – слова из двух слогов, в доме с тремя окнами – слова из трех слогов. Нужно помочь карточкам, вернуться домой. «Поймай и сосчитай». Цель: развивать навыки деления слов на слоги. Описание. Взрослый бросает мяч, произнося слово. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, называет количество слогов в слове. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Звук ш. Варианты наборов слов: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.