Содержание
-
Глагол как часть речи
Материал подготовлен учителем русского языка Степановой Н.В.
-
Семантический признак
Обозначает действие или состояние предмета Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
-
Значение
Что о значенье глагола сказать?
-
Морфологический признак
Постоянные: 1.вид: совершенный несовершенный 2.возвратность: возвратный невозвратный 3.переходностность: переходный, непереходный 4.спряжение Непостоянные: 1.наклонение:изъявительное повелительное условное 2.время: настоящее прошедшее будущее 3.лицо (если есть) 4.число 5.род (если есть)
-
Синтаксический признак
Сказуемое Наша задача - учиться. Определение У него было желание учиться. Обстоятельство цели Он приехал учиться. Подлежащее Учиться всегда пригодится. Дополнение Мы посоветовали ему учиться.
-
Категория вида
совершенный Что сделать? действие законченное, ограниченное каким-либо пределом: зажечь, толкнуть, решить, дать. Нет формы настоящего времени. несовершенный Что делать? действие незаконченное, без указания на его предел: жечь, толкать, решать, давать. Имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
-
Определите категорию вида
Решать, решить, отрезать, отрезать, взять, брать, заискивать, преобладать, молвить, хлынуть, атакует.
-
возвратность
Возвратные глаголы - это глаголы с постфиксом -СЯ (-СЬ): одеваться , встречаюсь. Постфикс происходит от возвратного местоимения себя: Причесать себя – причесаться. Все возвратные глаголы непереходные. Невозвратные глаголы - все остальные.
-
Глаголы различаются по характеру действия относительно объекта
Переходные обозначают действие, направленное на объект, и управляют В.п. без предлога, т.е. имеют прямое дополнение : проверить (что?) работу. Кроме В.п., дополнение может стоять в Р.п. Встречаешь (кого?)гостя. Непереходные обозначают действие, не направленное на объект, и не могут управлять В.п. без предлога: бежать по (чему?) дороге, радоваться (чему?) удаче, грустить по (кому?) матери.
-
Замените непереходные глаголы переходными.
Готовиться к урокам Увлекаться спортом Владеть языком Рассказать о недостатках Заниматься астрономией
-
Категория наклонения
Изъявительное Повелительное условное
-
Изъявительное наклонение
Действия происходили происходят или будут происходить на самом деле Изменяются по временам
-
Повелительное наклонение
Обозначают действия, которые требуют или просят выполнить Употребляются обычно в форме 2-го лица единственного или множественного числа Не изменяются по временам
-
Условное наклонение
-
В лесу нужны ловкие руки. Ведь если возьмешь руками что-то не так, могут быть большие неприятности. Попробуй-ка взять как попало пчелу, шершня или змею. А если уметь, то можно и ядовитую гадюку взять голой рукой. Гадюку можно надежно прижать палкой к земле и поднять за щеюку или..за кончик хвоста. Да, да, да за кончик хвоста. И ни одна гадюка не укусит вас: она не сможет подтянуться к вашей руке. Если бы вы взяли ящерицу за хвост, то этот хвост остался бы у вас в руке, а ящерица бы убежала… Руки должны действовать уверенно, быстро, но, осторожно. Видели, как работает фокусник? Ловкими пальцами достает он из пустого кулька цветы, ленты, мышей и голубей… Вот так и ваши руки, если станут умелыми, начнут, казалось бы, из нечего «доставать» вкусный обед, удобный ночлег, сберегать время для вас. (Н.Сладков)
-
Замените непереходные глаголы переходными.
Готовиться к урокам Увлекаться спортом Владеть языком рассказать о недостатках Заниматься астрономией
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.