Презентация на тему "Глагол как часть речи" 10 класс

Презентация: Глагол как часть речи
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
10 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, созданная в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ. Автор дает сжатый, но емкий обзор свойств и характеристик глагола, как части речи. Данная работа может служить в качестве электронной памятки по теме глагола.

Краткое содержание

  • Обобщаем знания о глаголе
  • Морфологические признаки
  • Вид глагола
  • Наклонение глагола
  • Синтаксическая роль
  • Разноспрягаемые глаголы

Содержание

  • Презентация: Глагол как часть речи
    Слайд 1

    Глагол как часть речи

    Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №2»

    Михайловск, 2011

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Цель :

    • повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ
  • Слайд 3

    Задачи :

    1. Повторить морфологические признаки глагола.

    2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением.

    3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

  • Слайд 4

    Морфологические признаки

    1.Что делать? что сделать?

    2.Действие предмета.

    3.Грамматические категории:

    А) вид, переходность-непереходность, возвратность;

    Б) наклонение, время, лицо, число

    4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

  • Слайд 5

    Вид глагола :

    • Совершенный (что сделать?)-законченное действие;
    • Несовершенный (что делать?)-длительное действие.
  • Слайд 6

    Переходные глаголы - действие, направленное на объект:

    А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас

    Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение.

    Непереходные глаголы - не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:

  • Слайд 7

    Возвратные глаголы - имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь.

    • Действительный залог : старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс).
    • Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).
  • Слайд 8

    Наклонение глагола :

    • Изъявительное (реальный факт).
    • Повелительное (побуждение к действию).
    • Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.
  • Слайд 9

    В значении повелительного употребляются:

    а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку.

    б) условное наклонение:

    • Ты бы отдохнул немного.

    в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно.

    В значении условного употребляется:

    а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

  • Слайд 10

    Категория времени:

    • Настоящее, прошедшее,
    • Будущее простое -напишу, принесу,
    • Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).
  • Слайд 11

    Определите синтаксическую роль инфинитива

    1.Ум нужно тренировать.

    2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.

    3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.

    4.Я спешил скорее видеть вас.

    5.Жить-родине служить.

    6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

  • Слайд 12

    Спряжение глагола

    2 спряжение:

    А) все на –ИТЬ, (кроме брить, стелить, зиждиться);

    Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:

    В) 4 на -АТЬ: гнать, дышать, слышать, держать.

  • Слайд 13

    Личные окончания глагола :

    А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем).

    2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). (суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.)

    Б) вылетите –летите, выгоните –гоните(2спр.)

    В) сохраняй вид при образовании инфинитива;

    В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

  • Слайд 14

    Разноспрягаемые глаголы:

    • Ед.ч. Хочу, хочешь, хочет,
    • Мн.ч. Хотим, хотите, хотят
    • Ед.ч. бегу, бежишь, бежит
    • Мн.ч. бежим, бежите, бегут
    • Брезжишь – но: брезжут
  • Слайд 15

    Сложные случаи согласования:

    1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.

    2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.

    3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч.

    4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа.

    5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

  • Слайд 16

    Ключи:

    1. 1-Б, 2-Б, 3-А ;

    2. 1-А, 2-Б, 3-Б;

    3.1-А, 2-Б, 3-А;

    4. 1-А, 2-А, 3-Б.

  • Слайд 17

    Правописание суффиксов глагола :

    А) - ова-, - ева = - ую (-юю): беседовал -беседую,

    Б)- ыва (-ива) = - ываю(- иваю): развеивал-развеиваю.

    В) одолеть -одолевать, одолеваю.

    Г) Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, недоумевать.

  • Слайд 18

    Правописание суффиксов после приставок обез - ( обес-):

    1.В переходных - И :

    • обезлесить, обезводить (кого-то), обессилить врага

    2. В непереходных – Е :

    • обезлесеть, обезводеть(самому), обессилеть самому
  • Слайд 19

    Домашнее задание:

    1. Чтение теории : стр. 158-161,165-166.

    2. Упражнения: 252,253.

  • Слайд 20

    Литература :

    1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,

    «Русское слово»,2009 год.

    2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.

    pptcloud.ru

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема. Глагол как часть речи

Цели:

образовательная: обобщить и систематизировать изученные ранее сведения о глаголе как части речи в рамках подготовки к ЕГЭ;

развивающая: развивать умение определять грамматические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки;

воспитательная: воспитывать чувство ответственности, культуру общения.

Тип: урок- закрепление.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

I. Орг.момент (объявление цели, задачи урока).

II. Повторение изученного о глаголе. Чтение теории учебника, составление опорной записи в тетрадях. Работа в группах по 3 человека, защита полученных результатов(слайд 4-10)

1группа - инфинитив.

2группа - виды глагола

3группа - переходность-непереходность

4 группа - возвратные глаголы. Роль постфикса – ся (-сь)

5группа-наклонение глагола

6 группа- категория времени

7 группа – спряжение глагола

III.Закрепление изученного.

а) морфологический разбор глагола (самостоятельно, по образцу, данному в учебнике на стр.161-162);

б) синтаксическая роль инфинитива в предложении (совместно с учителем) (слайд 11):

1.Ум нужно тренировать.

2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.

3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.

4.Я спешил скорее видеть вас.

5.Жить-родине служить.

6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

в) правописание безударных личных окончаний глагола (индивидуальная работа по карточкам), взаимопроверка (слайд 12-14):

I. 1. Он выль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.

2. Обре...т, завис...т, мел...т, зижд...тся, стел...т, выздорове...т, обессиле...т, крикн...т, гон...т, брезж...т, вытр...т, ненавид...т.

3. Они дыш...т, вид...т, кле...т, брезж...т, стел...т, выйд...т, стукн...т, опротиве...т, обид...т, бор...тся, держ...тся, обескрове...т, опостыле...т.

II. 1. Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю страну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т. 3. Потеря крови обессил...ла бойца. 4. От потери крови он обессил...л. 5. Крикн...те погромче, она плохо слыш...т. 6. Если вы крикн...те, она проснется. 7. Вытр...те ноги, мы помыли пол. 8. А не вытр...те ног, мы вас выгон...м.

IV. Повторение сложных случаев согласования подлежащего и сказуемого в рамках подготовки к ЕГЭ (А-3, А-5):

а) повторение теории (слайд15):

1. Если подлежащее – собирательное существительное ( или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится в форме единственного числа: крестьянство боролось.

2.Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа : большинство интеллигенции не приняло. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто-то из великих сказал… Никто …не догадывался.

4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзно, то сказуемое ставится во множественном числе.

В это время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.

5. Если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то-то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.

б) работа с тестами :

1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс - крестьяне.

2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных.

3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко,

Б.близки) к успешному разрешению этого конфликта.

2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) реформы.

2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.

3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.

3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?

2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.

3) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.

4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования.

1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои программы уроки риторики.

2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.

3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.

Ключи (слайд 16):

1. 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2. 1-А, 2-Б, 3-Б; 3.1-А, 2-Б, 3-А; 4. 1-А, 2-А, 3-Б.

VI. Правописание суффиксов глаголов (слайд 17, 18). Чтение правила на странице 166. выполнение упражнения 258, работа в парах.

VII. Итоги урока. Д.З.: чтение теории (стр. 158-161,165-166), упр. 252,253.

Тема. Глагол как часть речи

Цели:

образовательная: обобщить и систематизировать изученные ранее сведения о глаголе как части речи в рамках подготовки к ЕГЭ;

развивающая: развивать умение определять грамматические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки;

воспитательная: воспитывать чувство ответственности, культуру общения.

Тип: урок- закрепление.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

I. Орг.момент (объявление цели, задачи урока).

II. Повторение изученного о глаголе. Чтение теории учебника, составление опорной записи в тетрадях. Работа в группах по 3 человека, защита полученных результатов(слайд 4-10)

1группа - инфинитив.

2группа - виды глагола

3группа - переходность-непереходность

4 группа - возвратные глаголы. Роль постфикса – ся (-сь)

5группа-наклонение глагола

6 группа- категория времени

7 группа – спряжение глагола

III.Закрепление изученного.

а) морфологический разбор глагола (самостоятельно, по образцу, данному в учебнике на стр.161-162);

б) синтаксическая роль инфинитива в предложении (совместно с учителем) (слайд 11):

1.Ум нужно тренировать.

2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.

3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.

4.Я спешил скорее видеть вас.

5.Жить-родине служить.

6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

в) правописание безударных личных окончаний глагола (индивидуальная работа по карточкам), взаимопроверка (слайд 12-14):

I. 1. Он выль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.

2. Обре...т, завис...т, мел...т, зижд...тся, стел...т, выздорове...т, обессиле...т, крикн...т, гон...т, брезж...т, вытр...т, ненавид...т.

3. Они дыш...т, вид...т, кле...т, брезж...т, стел...т, выйд...т, стукн...т, опротиве...т, обид...т, бор...тся, держ...тся, обескрове...т, опостыле...т.

II. 1. Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю страну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т. 3. Потеря крови обессил...ла бойца. 4. От потери крови он обессил...л. 5. Крикн...те погромче, она плохо слыш...т. 6. Если вы крикн...те, она проснется. 7. Вытр...те ноги, мы помыли пол. 8. А не вытр...те ног, мы вас выгон...м.

IV. Повторение сложных случаев согласования подлежащего и сказуемого в рамках подготовки к ЕГЭ (А-3, А-5):

а) повторение теории (слайд15):

1. Если подлежащее – собирательное существительное ( или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится в форме единственного числа: крестьянство боролось.

2.Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа : большинство интеллигенции не приняло. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто-то из великих сказал… Никто …не догадывался.

4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзно, то сказуемое ставится во множественном числе.

В это время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.

5. Если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то-то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.

б) работа с тестами :

1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс - крестьяне.

2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных.

3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко,

Б.близки) к успешному разрешению этого конфликта.

2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) реформы.

2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.

3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.

3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?

2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.

3) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.

4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования.

1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои программы уроки риторики.

2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.

3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.

Ключи (слайд 16):

1. 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2. 1-А, 2-Б, 3-Б; 3.1-А, 2-Б, 3-А; 4. 1-А, 2-А, 3-Б.

VI. Правописание суффиксов глаголов (слайд 17, 18). Чтение правила на странице 166. выполнение упражнения 258, работа в парах.

VII. Итоги урока. Д.З.: чтение теории (стр. 158-161,165-166), упр. 252,253.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке