Содержание
-
В помощь выпускнику
Подготовка к сочинению – рассуждению (поле С) Голомидова Маргарита Леонидовна, учитель высшей категории СОШ №1 п.Советский Республики Марий Эл 2008 -2009 уч.год.
-
Немного о многом (проблемы – аргументы)
Проблема героизма и предательства «Тарас Бульба» Н.Гоголя «Разгром» А.Фадеева «Судьба человека» М.Шолохова «Сотников» В.Быкова Любое произведение о ВОвойне
-
Проблема утечки мозговПроблема судеб русской интеллигенции
Биографические данные русских писателей: И.Бунина, А.Солженицина, А.Куприна…
-
Проблема отцов и детей
«Гроза» А. Островский «Отцы и дети» И.Тургенев «Горе от ума» А.Грибоедов «Недоросль» Фонвизин «Война и мир» Л.Толстой
-
Проблема красоты
«Три пальмы» М.Лермонтов «Война и мир» Л.Толстой «Отцы и дети» И.Тургенев
-
Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков
«Герой нашего времени» М.Лермонтов «Война и мир» Л.Толстой «Обломов» И.Гончаров
-
Проблема ревности
«Песня про купца Калашникова» М.Лермонтов «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лесков «Двенадцать» А.Блок «На дне» М.Горький
-
Проблема памяти
«По праву памяти» А.Твардовский «Реквием» А.Ахматова «А зори здесь тихие» Б.Васильев
-
Проблема нравственного долга
«Война и мир» Л.Толстой «После бала» Л.Толстой «Судьба человека» М.Шолохов
-
Проблема выбора жизненного пути
«Война и мир» Л.Толстой «Отцы и дети» И.Тургенев «Горе от ума» А.Грибоедов «Тихий Дон» М.Шолохов
-
Проблема безжалостного отношения человека к природе
«Прощание с Матерой»В.Распутин «Царь –рыба» В.Астафьев «Не стреляйте в белых лебедей»Б.Васильев
-
Проблема человека и природы
«Евгений Онегин» А.Пушкин «Олеся» А.Куприн «Мцыри» М.Лермонтов «Война и мир» Л.Толстой «Кладовая солнца» М.Пришвин
-
Роль личности в истории
«Война и мир» Л.Толстой «Петр Первый» А.Толстой «Капитанская дочка» А.Пушкин
-
Проблема личности педагога
«Уроки французского» В.Распутин «Песчаная учительница» А.Платонов
-
Проблема формирования культуры радости
«Зимнее утро» А.Пушкин «Война и мир» Л.Толстой
-
Проблема противостояния трудностям
«Кавказский пленник» Л.Толстой «Судьба человека» М.Шолохов
-
Проблема сострадания и милосердия
«Преступление и наказание» Ф.Достоевский «Война и мир» Л.Толстой «На дне» М.Горький «Матренин двор» А.Солженицин «Мастер и Маргарита» М.Булгаков
-
Душевное состояние человека в условиях войны
«Война и мир» Л.Толстой «Василий Теркин» А.Твардовский
-
Проблема роли языка в жизни общества
«Русский язык» И.Тургенев «Евгений Онегин» А.Пушкин «Горе от ума» А.Грибоедов «Война и мир» Л.Толстой
-
План сочинения - рассуждения
1. Вступление Проблема: назывныепредложения; вопросительные предложения; цитата; несколько слов об авторе текста… 2.Основная часть Комментарий Позиция автора текста(это ответ на проблемныйвопрос) Аргументация собственной точки зрения 3.Заключение – вывод следствие (не забудьте вернуться к началу сочинения!)
-
Вступление
В тексте исследуется анализируется поднимается рассматривается затрагивается Проблема (чего?)нравственного выбора, экологии, добра и зла, гуманизма, …….
-
Проблема
Проблема – основной вопрос, требующий разрешения; Она определяется общественной значимостью; актуальностью вопроса. Это та сторона жизни, которая особенно интересует автора.
-
Виды (типы) проблем
Социальныепроблемы касаютсяжизни общества: Проблема усталости русского народа от потрясений Можно ли избежать социальной несправедливости? Возможно ли построение идеального общества? Взаимоотношение человека и общества. Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культурное наследие) Проблема непрекращающейся «утечки мозгов» из России. Самореализация творческой интеллигенции в современной России. Проблема отсутствия идеологии Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе
-
2.Политические проблемы
ОНИ связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп: Проблема многопартийности Как создать правовое государство? Как защитить политические права и свободы граждан? В чем опасность политики национализма? Нужна ли обществу цензура? Проблема судеб людей в условиях тоталитаризма. Проблема взаимоотношения власти и человека
-
3. Экологические проблемы
отражают взаимодействие человека и окружающей среды: Проблема вмешательства человека в законы природы Проблема гармоничного взаимоотношения человека и окружающей среды Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы? Проблема потребительского, безжалостного, бездумного отношения человека к миру природы. Роль учёных в деле охраны природы. Проблема уничтожения человечества Проблема ответственности человека перед будущими поколениями
-
4.Нравственные проблемы (этические)
связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения: Проблема совести (порядочность, вежливость, интеллигентность)? Проблема милосердия и сострадания Какого человека можно назвать культурным? Проблема предательства и героизма. Проблема возникновения потребности людей покупать цветы. Проблема предназначения красоты. Проблема ревности. Проблема формирования культуры радости Проблема доброты (что значит быть добрым?) Проблема нравственного выбора
-
5.Философские проблемы
затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления: Проблема смысла человеческой жизни Проблема свободы Как связаны язык и мышление? Роль мечты в жизни человека. Проблема времени и его быстротечности (И.Бунин) Проблема использования времени Проблема страха, природа страха Проблема познания и его роли в существовании человечества Проблема познания природы и человека
-
Комментарий проблемы (одной!)по тексту
Какие понятия рассматривает автор. (ключевые слова) К какой категории относится проблема (нравственная, экологическая, политическая, социальная, философская, экономическая… ) Насколько она злободневна в наши дни Что делает ее жизнеспособной Исторические корни проблемы (кем и когда рассматривалась) Каким образом автор привлекает внимание к проблеме. (необычность построения текста, интересная сюжетная линия, использование средств художественной выразительности…) Почему эта проблема актуальна Чем она интересна нам Какое место отводится ей в тексте Какие последствия будет иметь, если не принять мер
-
Комментарий
В комментарии не должно бытьследующего: Пересказа текста Рассуждений по всем проблемам Рассказа о действиях героев Общих рассуждений о тексте
-
Позиция автора текста
Позиция – это идейная оценка проблемы, точка зрения автора на проблему, отношение автора к проблеме.
-
Авторская позиция может бытьвыражена словами:
Автор считает, что… Автор утверждает, что… Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что… Автор подводит читателя к мысли о том, что… Решая проблему, автор приходит к следующему выводу «…» - в этих словах, по – моему, отражена идея текста. «…» - в этом высказывании нашла свое отражение идея «…» - это высказывание точно отражает позицию автора Позиция автора очевидна:… - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
-
Как корректно возразить автору.
Автор, по-моему, не совсем прав… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Автор, несомненно, прав, утверждая, что…, но яубежден, что его мнение о… вызовет читательскую дискуссию, так как… По-моему, автор не совсем прав, утверждая, что… Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…
-
Личная точка зрения(согласие или несогласие с позицией автора текста)
Чтобы грамотно сформулировать личную позицию, нужно использовать оценочные слова: С удовольствием прочитал Нельзя остаться равнодушным К сожалению, к огорчению, к счастью… К немалому удивлению, обнаружил, узнал, определил, что... Разделяя негодование автора, хочу сказать, что… Восхищаясь оригинальностью авторского решения, хочу сказать, что… Возмущает, радует, огорчает, удивляет, восхищает то, как… Разделяя позицию автора, с удовольствием отмечаю, что…
-
Выражение и защита своего понимания проблемы (аргументация)
Ссылки на передачиТ.В., радио, кинофильмы Имена исторических деятелей Свидетельства очевидцев Названия событий Цитаты Даты Собственные наблюдения и выводы Положения официальных документов Общественные законы Законы природы Народная мудрость(приметы, обряды, пословицы…) Статистические данные Научные данные Примеры из литературы (художественной, публицистической, научной, исторической) Примеры из жизни окружающих.
-
Заключение
Заключение – вывод Заключение – следствие Обращение к началу сочинения Таким образом, мы пришли к выводу, что… Итак, мы пришли к выводу, что…
-
Возможные предложения и словосочетания. (для использования в сочинении)
Наболевшая проблема; острота поставленного вопроса; оценить истинный масштаб происходящего; роковые ошибки; немыслимые по масштабам трагические последствия человеческой деятельности; гармоничное сосуществование природы и человека; ответственность человека за бесхозяйственное отношение к земле; писатели задаются вопросом; отсутствие искренней заботы о земле; бездумное землепользование; нарушение нравственных норм; варварское отношение к окружающему миру.
-
Этическая ошибка – что это?
Э.О.связана с проявлением речевой агрессии (грубое, оскорбительное обращение; словесное выражение негативных эмоций) Оскорбление Угроза Грубое требование Обвинение Насмешка Употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.