Содержание
-
Задержка речевого развития
-
Развитие речи.
Речь – это высшая функция..Отсутствие речи может привести к необратимым нарушениям в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отсутствие какого-либо этапа может указывать на серьезные нарушения в общем развитии. Хорошо, когда взрослые внимательно относятся к своему ребенку и следят за его развитием. Недостаток внимания и его избыток в равной степени могут привести к тому, что ребенок не будет говорить. Проблема в том, что ребенок не слышит обращенной к нему речи. С ним просто не разговаривают в том объеме, который нужен маленькому человеку для полноценного развития. Будьте внимательны к своему ребенку, следите за его развитием и вовремя обращайтесь к специалистам.
-
Органы речи и как их развивать.
Оказывается, работу по развитию речи можно и нужно начинать с первых дней рождения ребенка, в так называемый доречевой период. Развитие речи до года можно разделить условно на четыре стадии. Эти звуки не такие четкие, как у взрослых, имеют носовой оттенок, и лишь похожи на гласные, отсюда и название «гласноподобные». Произнесение гласноподобных звуков совпадает с определенным уровнем развития зрительного, слухового анализаторов, голосового аппарата и органов речи. Вторая стадия в развитии речи - это стадия гуления или гуканья. Дальнейшее развитие лепета также связано с совершенствованием общей моторики. Работа по развитию речи тесно связана с сенсорным развитием, одно без другого невозможно. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, желание сказать. Поэтому работу по развитию речи надо начинать с развития зрительного, слухового анализатора. Для развития зрения необходимо делать так, чтобы взгляд малыша всегда был устремлен на предметы ярких теплых оттенков. Для развития слуха нужно давать слушать звуки погремушек, колокольчиков, музыкальных инструментов. Таковы общие рекомендации по развитию речи у ребенка до года. Выполнение этих рекомендаций правильного речевого воспитания - самая хорошая профилактика речевых расстройств.
-
Развитие речи у ребенка зависит от его типа высшей нервной деятельности
Ребенок сангвиник - уравновешенный, с нормальной возбудимостью, речевая функция формируется в соответствие с возрастными нормами. Он говорит громко, понятно, правильно выделяет слова интонацией, мимикой, жестами. Ребенок флегматик - отличается от сангвиника замедленной реакцией. Такие дети быстро обучаемы. Они спокойные, уравновешенные, но безэмоциональные. Ребенок холерик – сильный, эмоциональный, с повышенной возбудимостью, с неустойчивыми эмоциями, бывают аффективен. Ребенок меланхолик -с пониженной возбудимостью, с невыразительной невнятной речью без эмоций. Такие дети начинают поздно говорить и их речь медленно развивается.
-
Почему происходит задержка речи у ребенка?
Причины задержки речи могут быть разными. Например, сильная болезнь или токсикоз мамы во время беременности (особенно в период от 4 недель до 4 месяцев, когда у плода идет формирование мозговых структур), родовая травма, асфиксия во время родов, серьезные заболевания и травмы в первый год жизни. Еще одним фактором задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями. Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказываются на речевом развитии ребенка, которому достаточно мимики, жеста для общения со взрослыми: те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи у малыша не возникает. 1. Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено) 2. Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
-
Нормы речевого развития: первый год жизни.
* 2 месяца. Ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме) * 3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует». * 4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о». * 5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов. * 6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи. * 7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого. * 8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия). * 9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный. * 10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»). * 11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. * 12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
-
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВА ГОДА
1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. 2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). 4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул). 5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». 6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия. 7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я». 8. В речи много глаголов в повелительном наклонении. 9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия). 10. Неустойчивое произношение многих слов:звуктовыпадает, то заменяется, то произносится верно. 11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова). 12. У части детей слабый, тихий голос.
-
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА
1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего. 2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. 3. Словарный запас характеризуется не толькословами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями. 4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. 5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. 6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. 7. Понимает несложные сюжетные картинки.
-
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА
1. Словарный запас достигает 2000 слов. 2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. 3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. 4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'. 7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
-
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. 2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. 3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения. 4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. 5. Звукопроизношение полностью нормализовалось. 6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия. 7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
-
Диагностика и лечение задержки развития речи
Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития. Если проблема психологическая (недостаток взрлых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами. Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозг Также задержка речевого развития неврологического характера лечится методом транскраниальноймикрополяризации. Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания). Если у ребенка задержка развития речи вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский сад. Диагностика задержки развития речи происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три - четыре года, чаще всего такой диагноз в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания). Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.
-
Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?
1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии. 2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте). 3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда. 4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет. 5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.
-
Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.
-
Занимаетесь ли вы так с ребенком.
-
Игрушки для развития мелкой моторики у детей.
Шнуровки способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).Это уже не только формирование мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики. Свободное конструирование что ни на есть простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а кроме того полезен для здоровья... Игрушки важны как для детей младенческого возраста, так и для детей дошкольного и раннего школьного возраста..Развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса. Каким образом происходит развитие мелкой моторики... ...Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьми-месячного возраста путем активной тренировки пальцев ребенка.
-
Тема «Игрушки» (занятие № 1)
цели: — расширение словаря по теме «Игрушки»; — формирование обобщающего значения слов; — практическое употребление притяжательных местоимений; — подготовка к овладению диалогической формой общения. Оборудование: игрушки, геометрические формы Ход занятия 1. Оргмомент. Игра «Послушай, запомни, повтори». мяч — кукла — машинка ведерко — кубики — зайка Чебурашка — мишка — лошадка пирамидка — лодка — рыбка котик — сова — гномик петушок — лиса — утка 2. Формирование обобщающего значения слов. На стульчике сидят 2 мишки. Логопед просит ребенка принести мишку. «Что принес?» Другого ребенка просят принести игрушку, оставшуюся на стуле. «Что принес?» Далее логопед поясняет, что этот предмет мы назвали двумя словами: «мишка» и «игрушка». На столе появляются другие игрушки: кукла, мяч, пирамидка... Пояснение логопеда, что все предметы имеют свое название, но про каждый можно сказать — игрушка. Делается обобщение — все это игрушки. «Для чего нам нужны игрушки? — Чтобы играть. — Сейчас поиграем». Дети выходят на ковер, берут понравившуюся игрушку и играют. Логопед задает вопросы: «Какая у тебя игрушка? Что ты делаешь? — Катаю машинку. Разбираю пирамидку...».
-
занятие № 1 продолжение
3. Физкультминутка Куклы пляшут раз-два, раз-два, ноги выбрасывают поочередно вперед Бьют в ладоши раз-два, раз-два, ладонями делают хлопки — «тарелочки» Ой! — воскликнул Буратино, — присели Разболелась голова. встали, покачивают голово 4. Употребление притяжательных местоимений. Игра «Про какую игрушку можно сказать — мой, моя?». Логопед предлагает сначала выбрать все игрушки, про которые можно сказать «моя». Дети по очереди выбирают и говорят Моя — кукла, юла, лошадка, собачка, рыбка, сова... Мой — кот, Буратино, зайчик, утюжок, мяч... 5. Развитие памяти и зрительного восприятия. Игра «Расскажи, что я сделала?». На столе две игрушки (три игрушки) — логопед дотрагивается до каждой игрушки разное количество раз. Дети внимательно смотрят, затем рассказывают: «До зайчиков вы дотронулись один раз, до гномика — два раза, до лисы — тоже один раз. Второй вариант: выкладывание машинки из геометрических форм, по инструкции логопеда. 6. Итог занятия. «О чем говорили? Какие игрушки были на занятии?»
-
Тема «Игрушки» (занятие № 2)
Цели: — активизация словаря по теме; — расширение словаря относительных прилагательных; — практическое употребление существительных в единственном числе родительном падеже; — упражнение в составлении простогораспространенного предложения. Оборудование: игрушки, Незнайка, мешок. Ход занятия 1. Оргмомент. Игра «Какой игрушки не стало?». Дети сидят по кругу на ковре. В центре 5—6 игрушек. Дети называют их. Все закрывают глаза, одну игрушку убирают. «Какой игрушки не стало? (можно спросить «на ушко» Каждого ребенка). — Не стало лисы, машинки, совы, гномика, куклы...» 2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Заводные зайчики» (зайчики шевелят ушками). 3. Введение в тему. Его бьют, а он не плачет, Веселее только скачет. (Мяч) Зверь забавный, сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу. (Мишка) Я хорошая игрушка, буду девочкам подружка. Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки. (Кукла) Совсем не нужен ей водитель, Ключом ее вы заводите. Колесики начнут крутиться. Поставь ее, она помчится. (Машинка) Отгадки появляются на столе.
-
занятие № 2 продолжение
4. Употребление существительных единственного числа родительного падежа. Логопед предлагает поиграть с этими игрушками. Игра «Поручения». Сначала логопед, а потом дети дают друг другу поручения. Например: «Покатай куклу на машине. Что делает Саша? Подбрось и Поймай мяч. Покорми куклу и т.д.». 5. Физкультминутка. Ванька-Встанька, Ванька-Встанька, покачиваются Приседай-ка, приседай-ка, приседают Будь послушен, ишь какой, стоят, покачивая головой Нам не справиться с тобой. покружиться один раз 6. Образование относительных прилагательных. Приходит Незнайка, у него в мешке игрушки. «Что принес Незнайка?» Незнайка говорит, что ему дали задание написать, из какого материала сделаны игрушки. Он просит детей помочь разобраться. Логопед рассказывает, что игрушки сделаны из разных материалов. «Пирамидка из дерева, она деревянная. Мяч из резины — резиновый. Петушок из железа — железный». Далее детям предлагается выбрать все игрушки, сделанные из дерева (матрешка, ложка, пирамидка, кубики...). 7. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? В какую игру играли в начале занятия?»
-
Тема «Игрушки» (занятие № 3)
Цели: — развитие связной речи: составление рассказа об игрушке; — употребление существительных во множественном числе; — развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Ход занятия 1. Оргмомент. Игра «Назови три игрушки». 2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Заводные зайчики» (зайчики играют на барабане). 3. Образование множественного числа существительных. Игра «Один— много». «У меня мяч — в магазине мячи (отвечает ребенок)». Кукла — куклы машинка — машинки пирамидка — пирамидки Лошадка — лошадки собачка — собачки матрешка — матрешки 4. Введение в тему. Далее логопед рассказывает . «У одного мальчика есть игрушечный медвежонок по имени Тедди. Этот мальчик считает, что лучшего медвежонка, чем его Тедди, нет на белом свете. Хотите знать, почему?» Чтение стихотворения М.Карема «Тедди»: Все медведи хуже Тедди, и хоть ростом Тедди мал Я ни разу медвежонка лучше Тедди не встречал. Если поздно я гуляю, мама мне кричит в окно: «Поскорее возвращайся, Тедди ждет тебя давно!» Я здоров, здоров и Тедди, болен я и он больной. Провинился я случайно, в угол он идет со мной. А когда не разрешают мне со взрослыми сидеть, То со мною спать уходит Тедди — плюшевый медведь. «Почему же нет для мальчика медвежонка лучше Тедди? — Он лучший друг, в трудную минуту всегда рядом» Логопед просит детей вспомнить о своей Самой любимой игрушке.
-
занятие № 3 продолжение
5. Развитие связной речи (составление рассказа об игрушке). На столе две куклы, два мишки, две машинки. Логопед предлагает детям рассказывать об игрушках. Себе берет куклу, ребенку дает другую. Далее идет совместное рассказывание: «У меня кукла большая. — У меня маленькая. — У моей куклы .Белые волосы. — У моей куклы черные волосы и т.д.» (большой черный плюшевый медведь — маленький беленький меховой медвежонок). Второй вариант: после совместного рассказа более подготовленных детей можно попросить повторить весь рассказ целиком . 6. Физкультминутка (на выбор «Куклы» или «Ванька-Встанька») между рассказами. 7. Итог занятия. «О чем сегодня говорили? О каких игрушках составили рассказы?»
-
Говорят дети
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.