Содержание
-
Игровые методы в социологии
-
Специфика игр в социологии
Если в детской игре следование правилу занимает главное место, то в деловой игре правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем.
-
Игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. При такой имитации знаковым материалом являются люди.
-
Деловая игра
как область деятельности и научно-технического знания; как имитационный эксперимент; как метод обучения; как метод исследования, решения практических задач.
-
Предпосылки возникновения игровых методов в социологии - затруднения, с которым столкнулись социологи, работающие на предприятиях народного хозяйства
как проводить исследования при часто меняющихся требованиях заказчика; как учитывать его содержательные запросы, каким образом работать с неофициальной информацией, имеющихся у руководителей;
-
как добиться того, что бы социологическая информация находила применение в практике управления; как соединять знания, которыми располагают представители разных профессий, и преобразовывать их в целостные программы развития предприятий, т. е. как преодолеть предметную ограниченность деятельности и добиться её целостности, системности, что должно являться конечным результатом социологической работы.
-
Методологическая основа игротехники - социальная инженерия
-
Игровые методы синтезируют в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов.
-
Типы игр в социологии
деловые (имитационные) игры (ДИ) репрезентационные (открытого типа) игры (РИ) Инновационные игры (ИНИ)
-
Деловая (имитационная) игра
позволяет исследовать социальную систему путём эксперимента с моделью, воспроизводящей её функционирование во времени. Такие игры имитируют организационно-хозяйственные взаимодействия органов управления в тех или иных хозяйственных ситуациях.
-
Организация имитационной игры
Участники в предложенной организатором ситуации принимают определенные решения, имитируя исполнение заранее розданных ролей, одновременно реагируя на действия соседей, выполняющих иные роли. Учитывая реакции партнеров, принимают новые решения. Затем цикл повторяется. В завершение анализируется и обсуждается каждый игровой этап, восстанавливается порядок действий участников, оценивается правильность принятых решений с различных точек зрения: отдельного игрока, имитируемых отделов организации, системы в целом. Информация обобщается, выделяются цепочки причинно -следственных связей
-
В результате появляется возможность увидеть долгосрочные последствия своих действий
-
Техническая документация для проведения имитационной игры
характеристика объекта имитации; пояснительная записка; техническое задание; материалы по изучаемой проблеме; сценарий проведения игры; описание игровой обстановки; описание алгоритмов поведения участников; проспект игры; руководство администратору, ведущему игры; инструкции игрокам; руководство по ведению игровой обстановки; программу эксперимента; отчетоб эксперименте.
-
Репрезентационные игры (РИ)
- игры второго поколения, их появление связано с именами Г. П. Щедровицкого, А. А. Зиновьева, М. К. Мамардашвили, Б. А. Грушина. Представляют собой целостную форму совместной деятельности людей, направленную на выработку нового знания, новых способов общественной организации и самоопределение участников.
-
Задачи и назначение метода инновационной игры
Инновационная игра (ИНИ) представляет собой метод социоинженерной деятельности, с помощью которого можно подучить результаты грех типов: а) содержательные — идеи, решения сложных (а также слабо структурированных) социальных проблем, проекты и программы реализации проектов: б) социальные -консолидированные группы, команды руководителей и специалистов, ориентированные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ; в) учебные — освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений.
-
Участие руководителей в выработке решений с помощью игр — одновременно первый этап их внедрения
-
Игровой метод позволяет глубже проработать управленческое решение, четко его обосновать. ИНИ осуществляется в форме проектирования. Содержание проектов — это детальная картина желаемого состояния социальной системы, например, промышленного предприятия.
-
Разработка проекта негарантирует его реализации. Для внедрения необходима специальная программа, которая также вырабатывается в ходе игры и содержит описание того, какими способами проект будет претворяться в жизнь.
-
Игра называется инновационной потому, что ориентирует участников на выработку новых, нестандартных идей и подходов. НО!!! новизна не становится самоцелью. Важно - найти оптимальный способ разрешения возникших трудностей.
-
результат инновационной игры
создание сплоченных групп руководителей и специалистов, осуществляющих в дальнейшем общую программу действий. Для достижения этой цели участники игры подбираются из представителей организаций, имеющих непосредственное отношение к решаемой проблеме. В ходе игры складывается основа для взаимопонимания и согласования их интересов.
-
Принципы организации инновационных игр
Принцип системности, заключающийся в том, что игра программируется и организуется как целостная система человеческой деятельности: выработка решений, группообразование и обучение.
-
Единоначалие руководителя игры. Его приоритетное право принимать решения состоит в том, что игротехники не вмешиваются в содержание работы участников игры: однако, не допускается и произвольное вмешательство заказчика в технологию игрового процесса
-
Принцип самопрограммирования позволяет по ходу проведения вводить но вые правила, выбирать формы и методы работы. В начале самопрограммированием занимаются консультанты, в конце — сами участники
-
Принцип саморазвития является продолжением принципа самопрограммирования. Суть его состоит в том, что ИНИ как метод, учитывая развитие общества и специфику конкретных задач, «выращивает себя» для решения проблем все большей сложности. Каждая последующая игра не похожа на предыдущую.
-
Принцип контролируемой борьбы заключается в конкурсности и соревновательности взаимодействия групп. Каждая готовит свой проект, но победителем может быть только одна.
-
Принцип развивающего обучения ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Консультанты видят свою задачу не в том, чтобы найти решение проблемы, а в том, чтобы научить этому игроков.
-
Технологии проведения ИНИ
распредмечивание проблематизация целеполагание самоопределение рефлексия схематизация позиционный анализ
-
Распредмечивание
отказ от жесткого предметно-профессионального взгляда на действительность. В своих крайних проявлениях такой взгляд называется психологами «профессиональным кретинизмом»: он не позволяет человеку целостно воспринимать реальность, адекватно оценивать ситуацию и правильно понимать других людей. Распредмечивание достигается путем столкновения позиций «игроков» (в продуктивном конфликте) и обсуждения проблемы с «чужих» позиций.
-
Проблематизация
выявление реальных затруднений в деятельности человека, причем не внешних помех, а внутренних препятствий, проистекающих, скажем, из неорганизованности поведения, мыслей, дел. Основное средство проблематизации — поиск глубинных причин, лежащих в основе затруднений.
-
Целеполагание
определение главных целей, за реализацию которых берут на себя ответственность участники игры. целеполагание вызывает значительные затруднения: во-первых, цели иногда противостоят стереотипам, через которые человек смотрит на свою работу, которые, наконец, подменяют сами цели; во-вторых, выбор главной цели не всегда конкретизирован, она либо тонет в общих словах, либо разбивается на такие задачи, которые не отражают еесодержание.
-
Самоопределение
фиксация собственной позиции в общем пространстве игры. Строится на основе индивидуальных целей, их соотнесения с целями и позициями других участников. Консультант помогает выделить элементы самоопределения и собрать их в систему.
-
Рефлексия
метод, основанный на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны и «увидеть» своё сознание, своё мышление, а также сознание, мышление и действия других людей. Рефлексия - механизм саморазвития человека, она закрепляет удачные элементы и отвергает неудачные.
-
Схематизация
Метод строится на посылке о том, что зрительные образы мыслительных или реальных процессов, представленные на бумаге или доске, легче поддаются рассмотрению (анализу и синтезу), особенно если в работе участвует несколько человек. Схематизация используется для выработки и оформления решений, представлений и позиций участников игры.
-
Позиционный анализ
«Позиция» — одно из ключевых понятий методологии деятельности. «Позиция» - место в структуре деятельности, предписывающее определенный способ видения (восприятия) реальности и определенные способы действий. «Позиция» близка по смыслу понятию «роль», однако имеются и существенные отличия
-
-
Условия проведения ИНИ
1. Участие в игре руководителя высшего уровня («первого лица» в организации). 2. Игра должна проводиться в не привычной для участников обстановке, на пример, в загородном пансионате (выездная форма работы). 3. Обычная продолжительность — не менее пяти, максимальная — 11 дней (две рабочие пятидневки, а в середине - день отдыха). 4. Рабочий день — не менее 14 часов с двумя перерывами на обед и ужин.
-
5. Не разрешается опоздание к началу работы и досрочный отъезд (запрет на частичное участие). Связано это с тем, что на игре происходит «психологическое погружение», поэтому в самом начале осуществляется сложная процедура «введения» и опоздавшие просто не будут понимать, что здесь происходит. В последний день проводится комплекс мер по «выведению» из игры и у тех, кто уедет рань ше, возможен нервный срыв. 6. Общая численность участников игры — 35—50 человек вместе с консультантами (по одному консультанту на 7 игроков). 7. Численность группы не более 9 человек. Число групп 3-6. 8. Обычный день на игре включает следующие фазы: групповая работа, дискуссия между группами, общение в «клубном режиме». В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.
-
9. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, должностного статуса, уровня образования. Желательно объединять в одной группе конфликтующих между собой участников. 10. Этапы игры, если не появляется потребность в ином варианте, соответствуют последовательности процедур в «Технологии группового решения проблем»: а) диагностика задачи, б) анализ ситуации, в) формулирование проблем, г) определение целей, д) выработка решений, е) разработка проблемы, ж) формирование программы реализации проекта.
-
-
Прочие виды игр открытого типа
организационно-деятельностныо (ОДИ); проектные; организационно-мыслительные; продуктно-ориентированные; практически-деловые; рекреационные; «лептонные».
-
Этапы разработки игры
1. Проблематизация и тематизация.2. Определение типа по назначению (сугубо для обучения, в исследовательских целях и т.д.).3. Выделение целей конструирования. 4. Анализ главных закономерностей - связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры.
-
5. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события.6. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра (пункты 7 и 8 относятся исключительно к сложным деловым играм).
-
7. Определение параметров связей между факторами, которые нужно отразить. Они должны быть таковыми, чтобы вызвать последствия, характерные для моделируемой деятельности. Необходимо определить взаимодействие параметров в каждом звене деятельности. Не все параметры могут определяться количественно. В этом случае при конструировании применяются экспертные оценки. 8. Формирование числового массива. На этом этапе определяется размеренность основных параметров, закономерности и взаимодействия, строятся таблицы, графики, программы для ЭВМ.
-
9. Детализация сценического плана, формирование влияния окружающей среды. 10. Формулировка правил, распределение решений по игрокам. Установление причинно-следственных отношений между операциями. Построение блок-схемы игры, внутреннего графика проведения, уточнение основных шагов, этапов, циклов. Шагом является завершенная фаза принятия решения, этап разделяет сценарные фазы, цикл приводит к очевидным итогам, является наиболее завершенной фазой игры.
-
11. Формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами. 12. Отладка игры, ее проигрывание разработчиками, уточнение связей, параметров, проверка гибкости блок-схем, жизнеспособности математического аппарата, анализ реальности ситуаций - действенность стимулов, правильности расчетов временных затрат, окончательная коррекция игры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.