Презентация на тему "Интервью: шаг за шагом"

Презентация: Интервью: шаг за шагом
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Интервью: шаг за шагом" по социологии, включающую в себя 35 слайдов. Скачать файл презентации 0.16 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по социологии

Содержание

  • Презентация: Интервью: шаг за шагом
    Слайд 1

    Интервью: шаг за шагом

  • Слайд 2

    Помните: никто не обязан вам давать интервью

  • Слайд 3

    За исключением...

    По закону (о СМИ) предоставлять информацию журналистам обязаны лишь госуд. органы и организации, общественные объединения (их представители: руководители, замы, пресс-секретари). Срок предоставления информации: 7 дней (закон!)

  • Слайд 4

    Как договариваться об интервью

    Договариваться лучше при личной встрече (например, после пресс-конференции), но чаще всего – по телефону или email. Представиться лично и свое издание Рассказать о том, что вы хотите узнать (формулируйте предмет беседы так, чтобы собеседнику это было а)понятно, б)интересно

  • Слайд 5

    Будьте готовы к отказу

    Почему отказывают: недоверие к журналисту (новичку) сомнение в репутации издания усталость от общения, интервью нехватка времени отсутствие у собеседника интереса к предмету беседы (ошибка журналиста!) недостаток знаний (ошибка журналиста!)

  • Слайд 6

    И убеждайте собеседника...

    Он может Высказать свою точку зрения на проблему Просветить людей, разрушить предрассудки Помочь другим людям избежать ошибок Получить известность (вас увидят на экране друзья, родственники)

  • Слайд 7

    Внимание: когда назначается встреча, не забудьте:

    взять разрешение на запись (аудио, видео), на фотосъемку на разговор с членами семьи, а также договоритесь, на каких условиях передается информация

  • Слайд 8

    Передача информации: «договор» с собеседником

    Для печати Без ссылки на источник Для фона Не для печати

  • Слайд 9

    Правильная рассадка (выбирайте вариант)

    Оппозиционная – удобно отстаивать свою позицию Перекрестная – угол стола разделяет людей, однако хороший визуальный контакт, не надо делить территорию стола За круглым столом – подчеркнут равный статус (для дискуссий, совещаний, круглых столов) Рядом – собеседники выступают общим фронтом, объединяют взгляды

  • Слайд 10

    Разминка (начало)

    Цель: «подобрать ключ» к собеседнику, развеять напряжение и настороженность, сформировать дружелюбную, неагрессивную атмосферу Не затрагивать провокационных сфер: политические взгляды доходы межнациональные отношения религиозные убеждения и т.п.

  • Слайд 11

    Как составлять вопросы: стратегические рекомендации

    Вопрос ради ответа Формулируйте вопрос таким образом, чтобы вы получили прямой и полный ответ Не пытайтесь удивить своим вопросом собеседника Признайтесь в своем незнании Задавайте такие вопросы , чтобы ваш собеседник стал думать Уважайте собеседника, его время, его «территорию» Прямой вопрос лучше непрямого, но нередко и непрямой может быть более эффективным Открытые вопросы предпочтительней закрытых Помните: отвечая на закрытый вопрос, ваш собеседник может произнести заранее заготовленную речь

  • Слайд 12

    Тактика вопросов: приемы зависят от ситуации

    Логический, хронологический или импровизационный прием Хронология: в центре внимания события (история развивается по законам времени, «что потом?») Логика: история развивается по законам разума, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий («почему?», «в чем причина?») Импровизация (в центре внимания человек), последовательность вопросов интуитивная

  • Слайд 13

    Семь «смертных» грехов интервьюера

    Вопросы, допускающие односложные ответы («да», «нет») Утверждение в вопросе Перегруженные и слишком сложные для понимания вопросы Два вопроса в одном Наводящие на ответ вопросы Комментарии и собственные оценки, предположения и домыслы в вопросе Навешивание ярлыков и преувеличение в вопросе

  • Слайд 14

    Вопросы: главные правила

    Открытые Нейтральные Простые

  • Слайд 15

    Владимир Набоков: «Нет, никаких диктофонов. Так не говорят с Набоковым. Когда я вижу эту машину, я начинаю запинаться и мямлить, мямлить и запинаться... Прямо хэмингуэйщина какая-то...»

  • Слайд 16

    Как долго хранить записи

    До выхода материала в свет? Всю жизнь? Зачем хранить: продолжение темы и доказательство при разрешении спора (запись м.б. использована в суде) Нет норм для сроков хранения записей, но есть положение об опровержении сведений, не соответствующих действительности или порочащих честь или достоинство граждан Срок этот определен законом: опровержение в течение 1 года. По истечении года со дня публикации в опровержении может быть отказано (ст.45 Закона о СМИ)

  • Слайд 17

    Подготовка текста интервью для печати (советы)

    Не следовать слепо расшифровывать устную беседу: интересный разговор в жизни может оказаться скучным на бумаге Задать себе вопросы: Для чего я хочу опубликовать этот материал? Что было самое интересное?

  • Слайд 18

    Нужно ли заверять материал(сверка, согласование)

    Журналисты не обязаны визировать материалы, написанные с чьих-то слов При условии: а) неискажения полученных сведений и смысла высказывания б) если высказывание передается без купюр, если соблюдено дословное цитирование (сохранять пленку!) в) при соблюдении правила идентификации источника и журналиста (в тексте должно быть понятно, какие слова принадлежат источнику, а какие — журналисту) Если журналист передает смысл собственными словами, то это дело его порядочности – указать на источник

  • Слайд 19

    Журналист и трудные собеседники

    Интервью с представителями разных социальных групп

  • Слайд 20

    Трудные собеседники

    Знаменитости Представители меньшинств Пожилые люди Дети Неполноценные люди Люди в горе Жертвы насилия Преступники

  • Слайд 21

    Знаменитости

    Трудности подстерегают журналистов с самого начала их общения со знаменитыми людьми Две цели: установить контакт и получить согласие на беседу Главная трудность – отказ (резоны: дают интервью определенным изданиям и «удобным» журналистам, усталость от журналистов, стеснительность и т.д.) Воспринимают интервью как часть рекламной акции Не терпят критики Требование вознаграждения

  • Слайд 22

    Интервью со знаменитостями: советы

    Добиваться встречи не назойливо, но настойчиво Учесть, что журналисты задают знаменитым людям одни и те же вопросы: избегать банальных вопросов, чтобы не получать банальных ответов Провоцировать мыслительный процесс, реактивность собеседника Вопросы строить не на слухах, а на реальных фактах Беспроигрышны биографические вопросы (заранее выяснить, о каком периоде жизни) Проявить личный интерес, вопросы задавать искренне, внимательно слушать

  • Слайд 23

    Представители меньшинств

    Меньшинства (этнические, религиозные, сексуальные) – это социальные группы, обделенные политическими, экономическими, социальными свободами Они ищут поддержку со стороны СМИ и часто ее находят Подверженность стереотипизации (для журналистов это испытание на независимость от стереотипов массового сознания) Стереотипы (негативные), как правило, являются следствием незнания или проводниками чьих-либо интересов, а репортеры (обычно — представители большинства) бессознательно выражают эти взгляды Пример: освещение межэтнических конфликтов и показ представителей малых групп в ситуации бесчинств, протестов, столкновений. Это формирует негативный стереотип враждебной, разрушительной, воинствующей нации Похожая ситуация с освещением религиозных конфликтов («малые»и «большие» конфессии).

  • Слайд 24

    Интервью с представителями меньшинств: советы

    Главный принцип общения: уважение к традициям и обычаям, даже если это противоречит собственным нормам (пример: журналисты в мусульманских странах и регионах) Избегать назойливого упоминания о национальной принадлежности или этническом происхождении людей, когда в этом нет особой необходимости (правильно: выходец из такого-то региона) Относиться к представителям меньшинств как к индивидам, независимо от цвета кожи и разреза глаз Показ созидательной, а не только разрушительной деятельности Быть осторожными в словоупотреблении (не использовать оскорбительные словосочетания: «черный», «лицо кавказской национальности» и т.д.) Вводить в штат журналистов – представителей меньшинств (советы и доверие)

  • Слайд 25

    Пожилые люди

    Люди преклонного возраста - трудная группа особенно для молодых журналистов (могут не совпадать взгляды) Они (в нашей стране), как правило, социально незащищены, поэтому... Они, как правило, испытывают дефицит общения (говорливы), неторопливы О них бытуют мифы (старые, значит, консервативные)

  • Слайд 26

    Как разговаривать с пожилыми людьми

    Установка: старики – это воспоминания, это истории, это жизненный опыт и мудрость Не ограничивать беседу во времени: не проявлять нетерпения, быть готовым к длинному разговору Проявить терпимость и не вступать в спор, даже если взгляды не совпадают; выслушать терпеливо поучения Строгая одежда, избегать суетливости, вести себя приветливо, как хороший знакомый

  • Слайд 27

    Дети

    Другая «незащищенная» группа населения: у детей наиболее уязвимая психика Не подвергать ребенка «испытаниям» интервью: без необходимости не брать интервью, не причинять страданий (не вызывать тяжелые воспоминания), не эксплуатировать детские высказывания в чьих-либо интересах Гарант защиты прав ребенка – журналист. Главный принцип «Не навреди!» Второй принцип: интервью только с разрешения взрослого (родителей, опекуна, директора школы и т.д.)

  • Слайд 28

    Неполноценные люди

    Немалый сегмент общества – физически и умственно неполноценные люди Они, как и здоровые люди, представляют информационный интерес для репортеров Крайности: либо не учитывается специфика болезни и состояний собеседника, либо неполноценность воспринимается как ущербность, либо как героизм Отсюда два журналистских штампа: жалость (калека) или героизация (инвалид-герой) Видеть в инвалиде в первую очередь человека

  • Слайд 29

    Как брать интервью у инвалидов

    Психологи (советы) Обращаться напрямую, даже если есть переводчик Говорить нормальным голосом: если вас не поймут или не услышат, вам дадут об этом знать С умственно отсталыми людьми беседовать медленно, негромко, простыми фразами С инвалидами в коляске: ваше лицо должно быть на уровне глаз собеседника (на стуле или сидя на корточках, но не на коленях) Избегать стереотипов, не преувеличивать страдания и не возводить на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях (компьютер, машина) Деликатно использовать лексику

  • Слайд 30

    Люди в горе

    Когда случаются трагедии и погибают люди, журналисты, освещающие эти события, сталкиваются с родственниками погибших С одной стороны, можно осудить журналиста, который спрашивает у родителей погибшего: «Скажите, что вы чувствовали, когда узнали о гибели сына?» С другой стороны, драматизм ситуации – это «хлеб» для журналиста, а человеческое горе, так же как и рождение, как успех, как секс – это с коммерческой т.з. очень «продаваемый» аспект Но есть табу: не сообщать о гибели, пока об этом не сообщили родственникам. Не сообщать о гибели родственникам перед камерой Как себя вести? Что говорить в этих ситуациях?

  • Слайд 31

    Как себя вести в людьми в горе

    Выразить соболезнование родным, но не демонстрировать слишком навязчиво свое сопереживание. (Вы – случайный человек, вы на работе) Персонифицированные вопросы об ушедших (Расскажите, как вы познакомились?). В горе любят вспоминать хорошее Быть готовым к слезам. Эффектная картинка для телевизионщиков Дать возможность горюющим выразить сполна свои чувства. Нельзя показывать крупным планом и долго лица и слезы людей (эксплуатация горя)

  • Слайд 32

    Жертвы насилия

    Во-первых, жертвы насилия всегда себя чувствуют обделенными, брошенными, ненужными обществу. И следователи, а часто и журналисты спрашивают их о преступлении, но отнюдь не о том, как себя чувствует жертва Надо различать характер преступлений: ограбление, избиение, изнасилование, от которых жертвы могут испытывать самые разные чувства Всегда дилемма: помогут вопросы или навредят. Правило: не способствовать возвращению стресса Всегда учитывать, что чувствовала жертва преступления, и быть исключительно деликатным в вопросах Не брать на себя роль психотерапевта

  • Слайд 33

    Преступники

    Вопрос: брать интервью у преступников или не брать? Интервью у преступников (у людей, признанных виновными в совершении преступления) не возбраняется Но надо помнить, что «общественные интересы» превыше всего Что это значит? - Преступникам не следует позволять выставлять в положительном свете свои противозаконные действия - в интервью не должно быть и намека на то, каким образом преступление совершалось - преступник не должен давать советов, как избежать наказания

  • Слайд 34

    Задание на лекции:разбор кейса

    Журналист Евгений Левкович опубликовал в своем блоге на сайте «Сноб» интервью 5-летней давности с гендиректором Первого канала Константином Эрнстом. В тексте этого интервью Константин Эрнст «не под запись», по утверждению Евгения Левковича, как будто бы заявил, что знает, что за убийством Владислава Листьева стоит сенатор Лисовский.

  • Слайд 35

    Ответить на вопросы:

    1) Имел ли право журналист публиковать интервью, данное пять лет назад не для печати? 2) Объясните вашу позицию.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке