Презентация на тему "Логика социологического исследования"

Презентация: Логика социологического исследования
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.18 Мб). Тема: "Логика социологического исследования". Предмет: социология. 25 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Логика социологического исследования
    Слайд 1

    Логика социологического исследования

  • Слайд 2

    Социологическое исследование -

    инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих проводить количественный и качественный сбор, измерения, обобщения, анализ социологическом информации Э.А. Капитонов

  • Слайд 3

    Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика — понятие, которым обозначим сово­купность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последователь­ность и взаимосвязь.

  • Слайд 4

    Социологическое исследование -

    система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе.

  • Слайд 5

    Программа исследования -

    изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Ядов В.А.

  • Слайд 6

    Структура программы исследования

    1. Методологический блок: • Проблемная ситуация и проблема исследования • Определение объекта и предмета исследования • Определение целей и задач исследования • Выдвижение гипотез • Теоретическая интерпретация понятий. • Операционализация понятий. Проектирование процедур измерения 2. Процедурный блок: • Выбор метода сбора данных • Выборка и процедура отбора • Алгоритм обработки данных

  • Слайд 7

    Функции программы исследования

    Методологическая Выбор концептуальной (теоретической) модели проблемы Методическая Выбор и обоснование методов сбора и анализа данных Организационная Сроки реализации Обязанности участников проекта

  • Слайд 8

    Проблемная ситуация и проблема исследования

    Проблема – «знание о незнании», недостаток информации по определенной теме. Выражается в форме вопроса о свойствах объекта: описание известного + запрос о неизвестном. Проблемная ситуация - некоторое противоречие.

  • Слайд 9

    Проблемная ситуация - реально существующее в социальной действительности противоречие, возникающее в процессе функционирования социального объекта, неустойчивое состояние, дисфункция в развитии, причем способы разрешения противоречия в настоящее время еще не известны или не ясны Пример: высокая доля экстремистских движений среди молодежных организаций Проблема исследования - ключевой вопрос исследования, результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема выражает необходимость изучения объекта для выявления причин противоречия и способов их разрешения Пример: определение мотивационной структуры, вызывающих переход от толерантных к радикальным формам выражения социального протеста

  • Слайд 10

    Пример

    Проблемная ситуация Высокая текучесть кадров Проблема исследования Каковы причины ухода сотрудников?

  • Слайд 11

    Проблемная ситуация Недостаточная осведомленность общества о способах и путях передачи ВИЧ-инфекции → стигматизация и дискриминация ЛЖВ Проблема исследования Основным программным вопросом исследования является выявление форм и причин стигматизации и дискриминации ВИЧ-положительных в российском обществе посредством анализа негативных аспектов их повседневной жизни

  • Слайд 12

    Объект и предмет исследования

    Объект – изучаемый фрагмент социальной реальности (люди, социальные институты, документы…) Предмет – некоторые свойства объекта, значимые для решения проблемы исследования

  • Слайд 13

    Пример

    Эмпирический объект:ВИЧ-положительные люди, проживающие в РФ в возрасте от 18 до 50 лет. Предмет исследования: негативные аспекты образа жизни ВИЧ-положительных

  • Слайд 14

    Цель, задачи, гипотезы

    Цель - ожидаемый результат исследования Задачи - конкретизация, уточнение цели, вопросы, ответы на которые позволяют достичь цели Гипотезы - обоснованное предположение, возможный ответ на задачи-вопросы

  • Слайд 15

    Пример

    Цель исследования: выявить негативные аспекты образа жизни ВИЧ-положительных людей, проживающих в России. Задачи: Установить, как социально-демографические характеристики влияют на самовосприятие ЛЖВ и восприятие их в обществе.

  • Слайд 16

    Гипотезы: 2.1. Женщины чаще, чем мужчины подвержены стигматизации и дискриминации в связи с ВИЧ в силу традиционных представлений о распределении социальных ролей. 2.2. Молодые люди подвергаются более сильной самостигматизации по сравнению с людьми старшего поколения. 2.3. Чем выше материальный статус, тем менее остро люди воспринимают стигматизацию и дискриминацию со стороны организаций и отдельных людей.

  • Слайд 17

    Интерпретация и операционализация понятий

    Интерпретация – трактовка основных понятий исследования, разложение их на более частные, конкретные элементы. (Что это есть такое?) Операционализация – процесс определения исследователем эмпирических наблюдений, которые могут быть взяты в качестве индикаторов, отличающих содержание концепта, понятия. (Как это измерить?)

  • Слайд 18

    Пример

    Концепт: самостигматизация Интерпретация: негативное восприятие человеком себя как носителя смертельного вируса и связанная с этим острая самокритика. Операционализация: - внутренний дискомфорт; - самоосуждение; - низкая самооценка; - чувства стыда; - самоизоляция; - желание покончить с собой; - чувство необходимости наказания; -осуждение других;

  • Слайд 19

    Методический блок Метод сбора данных

    Опрос Анализ документов Наблюдение Эксперимент

  • Слайд 20

    Выборка

    Выборка – определенным образом выделенная из генеральной совокупности часть объектов исследования Объем выборки Структура (дизайн) Описание реализации каждой ступени выборки

  • Слайд 21

    Пример

    Онлайн Интернет-опрос Невероятностная многоступенчатая выборка доступных единиц Объем выборки рассчитан по формуле Рукавишникова

  • Слайд 22

    ВСПОМНИТЕ, ПРИНИМАЛИ ЛИ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ 3 МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ВИРУСА КАКИЕ-ЛИБО ИЗ СЛЕДУЮЩИХ РЕШЕНИЙ?

    Наибольшее количество ответивших выбрало суждение «Не иметь сексуальных контактов» (41,4%) На втором месте оказалось суждение "Ничего из вышеперечисленного " (36,7%) в ГС эти доли следует полагать равными (ДИ пересекаются)

  • Слайд 23

    ВСПОМНИТЕ, ПРИНИМАЛИ ЛИ ВЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ В СВЯЗИ СО СВОИМ ВИЧ-СТАТУСОМ КАКИЕ-ЛИБО ИЗ СЛЕДУЮЩИХ РЕШЕНИЙ?

    Суждением, с которым согласилось наибольшее количество ответивших (65,0%) было "Ничего из вышеперечисленного ". На втором месте оказалось суждение "Изолироваться от своей семьи и/или друзей" (38,5%) в ГС эти доли следует полагать разными (ДИ пересекаются)

  • Слайд 24

    Сравнение результатов

    Доля тех, кто ответил, что за последние12 месяцев с ними ничего из всех перечисленных вариантов не произошло, равна 65%. Она больше доли тех, кто выбрал этот же ответ, при условии, что они жили с полученным диагнозом первые 3 месяца, почти в 2 раза: 36,7%. ДИ этих долей не пересекаются (56,4% – 73,6% и 28,4% - 35,9%, соответственно). Уровень самостигматизации со временем снижается.

  • Слайд 25

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке