Содержание
-
Методика проведения социологического исследования
Программа проведения социологического исследования
-
Определение основных понятий
Социологическое исследование Конкретные социологические исследования – это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем.
-
Методология наиболее общие философские подходы к познанию. В социологическом исследовании метод– это основной способ сбора, обработки и анализа данных, то есть это способ получения информации.
-
Программа это проект исследования. Программа исследования – научный документ, в котором изложены теоретико-методологические предпосылки (общая концепция) исследования и гипотезы исследования с указанием процедур их проверки.
-
Выделяют два типа исследований.
Теоретико-прикладные исследования проводят, чтобы разработать новые теоретические подходы и методики для решения социальных проблем. Прикладные социологические исследования направлены на практическое решение явно определенных социальных проблем. В результате этих исследований разрабатывается социальный проект и системы мероприятий для внедрения в практику. Эти исследования иногда называют социально-инженерными.
-
Структура программы
Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного.
-
Методологический раздел программы
1. Формулировка темы, проблемы, определение цели и постановка задач исследования. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Уточнение и интерпретация основных понятий. 4. Выдвижение рабочих гипотез.
-
процедурный раздел программы
1. Принципиальный (стратегический) план исследования. 2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения. 3. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. Программу дополняют рабочим планом, в котором уточняют этапы работы, сроки проведения исследования, материальные затраты и др. К программе предлагаются макеты.
-
Методологический раздел программыформулировка темы, проблемы
. Исходным пунктом всякого исследования является тема. В рамках одной темы можно выделить несколько проблемных ситуаций. Для исследования выбирается одна – две. Проблемная ситуация – это противоречие между потребностями развития объекта и его современным состоянием. То есть проблемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях людей в каких либо результативных практических и теоретических действиях и незнанием того, какими путями, средствами, методами, способами, приемами реализовать эти действия. Проблемную ситуацию создают реальные жизненные противоречия
-
проблемы социальные
Это социальное, жизненное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения. Социальные проблемы различаются своим масштабом.
-
Научная проблема
– это состояние «знания о незнании». В научной проблеме фиксируется противоречие между потребностями общества в новом знании и отсутствием соответствующих теорий. Например, общество нуждается в новых концепциях школьного образования.
-
Цели и задачи исследования
Задача конкретного социологического исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи формулируют вопросы, на которые надо получить ответ для того, чтобы достичь цели исследования. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей.
-
Объект и предмет исследования
Объект – это то, на что направлен процесс познания, все то, что явно или неявно йсодержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объектом исследования может быть социальный процесс, область социальной действительности, какие-то социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие, деятельность людей и сами люди. Предметом социологического изучения являются наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта или проблемы, которые непосредственно подлежат изучению
-
Определение основных понятий
Интерпретация основного понятия предполагает вычленение его составляющих, то есть тех понятий, которые оно в себя вбирает. Например, «социальная активность» является более общим понятием.
-
Выдвижение рабочих гипотез
В социологическом исследовании гипотезы – это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, о характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.
-
Фазы построения социологических гипотез.
Первая фаза – сбор информации по исследуемой теме. Изучается имеющаяся по теме литература и другие источники информации: отчеты, статистические данные, материалы других исследований, сведения, полученные от экспертов, используется собственный опыт, если таковой имеется. Вторая фаза – собственно формулирование рабочих гипотез на основе собранной и критически осмысленной информации. Третья фаза – группировка гипотез. Здесь надо выделить основные и не основные гипотезы и привести их в определенную систему.
-
Требования, предъявляемые к гипотезам
1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема. 2. Гипотеза должна быть сформулирована на максимально простом и общем основании без излишних допущений и ограничений. 3. Гипотеза должна иметь смысл в рамках исследуемой проблемы. 4. Гипотеза должна проверяться эмпирически. В противном случае она останется лишь предположением, высказыванием, выражающим субъективное мнение. 5. Логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю непротиворечивость.
-
Процедурный раздел программы
1. Разведывательный часть (формулятивный, поисковый). 2. Аналитическая часть (описательный). 3. Экспериментальный часть
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.