Содержание
-
Итоговое занятие по элективному курсу «Профориентация»
Мир профессий Выполнила учитель технологии МКОУ Копанищенская СОШ Шерешева Александра Ильинична
-
Эпиграф
Труд избавляет нас От трех великих зол: Скуки, порока и нужды. Вольтер
-
Профессия -
это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков (педагог, врач, …)
-
Специальность -
вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач –стоматолог, …)
-
Должность -
это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав. отделением, …)
-
Типы профессий
Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Выделяют пять основных типов профессий: человек – техника человек – человек человек – природа человек – знаковая система человек – художественный образ
-
Человек - техника
Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).
-
Человек - человек
Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)
-
Человек - природа
К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод)
-
Человек – знаковая система
Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).
-
Человек – художественный образ
Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).
-
Классы профессий
В соответствии с целями труда внутри каждого типа профессий выделяют три класса профессий: Г – гностические ( узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить, оценить); Пр – преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения); И – изыскательские (изобрести, придумать, найти решение).
-
Отделы профессий
В основе деления профессий на отделы лежат применяемые орудия труда и средства производства: Р – профессии ручного труда, использующие ручные орудия труда, механизированные ручные инструменты, приспособления; М – профессии механического труда, использующие машины с ручным или ножным управлением (наличие рукояти управления, измерительного управления и т.д.) А – профессии автоматизированного труда, использующие автоматизированное управление; Ф – профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма человека (певцы, актеры, учителя ).
-
Группы профессий
При выборе профессии немалую роль играют условия, в которых приходится работать. По этому признаку различают четыре группы: б – труд в обычных бытовых условиях; о – труд на открытом воздухе; н – труд в необычных условиях (под землей, на высоте и т. п.); м – труд с повышенной моральной ответственностью ( за здоровье, за воспитание и т. п.)
-
Формула профессии
Характеристику любой профессии можно представить в виде формулы, составленной из обозначений типа, класса, отдела и группы, к которым она принадлежит. Пример формул: дизайнер: Х-И-Ф-б; водитель (шофер): Т-Пр-М-о. Дополняют формулу профессий указания на сферу труда, специальность и занимаемую должность.
-
Упражнение «В мире профессий»
Учащимся предлагается составить список специалистов, которые участвуют в создании: книги, газеты, булки хлеба, ученического стола, электрической лампочки, телевизора, компьютера, космической ракеты.
-
Разделите приведенный список на две части. В первую часть внесите названия профессий, во вторую – специальностей; составьте формулы профессий: столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, учитель, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, машинист тепловоза, продавец книг, водитель троллейбуса, монтажник-высотник, инженер-конструктор.
-
К какому типу профессий относятся следующие специальности: оператор ЭВМ, контролер ОТК, хирург, повар, водитель такси, токарь, следователь, монтажник-высотник, нефтебурильщик, доярка, чертежник, столяр, пожарный, электромонтер, фельдшер, агроном, геолог, юрист. Составьте формулы этих профессий и специальностей.
-
Упражнение «Мои склонности»
Учащимся предлагается поработать с опросником Е.А.Климова «Что вы предпочтете?», в котором из множества предлагаемых альтернативных пар суждений необходимо выбрать и отметить в каждой паре одно из двух наиболее привлекательное.
-
Упражнение «Я – в мире профессий»
На основе данных опросника составьте карту своих склонностей по отношению к различным типам профессий. Это будет характеристика вашего Я по отношению к типу профессии. Я Многогранное
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.