Содержание
-
Как мы видим, что мы видим?
- Как мы слышим, что мы слышим?
- Как мы чувствуем, что мы чувствуем?
-
Анализаторы.Органы чувств.
Автор: Слободянюк В.И.,
учитель биологии высшей квалификационной категорииГимназии №10
Для 8-х классов общеобразовательных школ.
pptcloud.ru
-
Анализаторы. Органы чувств.
Цели и задачи урока:
- раскрыть значение системы анализаторов в жизни человека;
- знать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»;
- понимать значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации;
- понимать природу иллюзий.
-
Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем благодаря сенсорным системам.
- Сколько их у человека?
- Как они называются?
-
Зрительный анализатор позволяет опознавать предметы, определять их место в пространстве, следить за перемещениями.
До 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал.
-
- Зрительный анализатор: рецепторы сетчатки, зрительный нерв, зрительная зона коры.
- В первичных чувствительных зонах- анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов.
-
Зрительный анализатор состоит из трех частей:
- рецепторы сетчатки глаза,
- зрительный нерв,
- зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.
-
- С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии.
- Для человека с этим анализатором связана членораздельная речь.
-
- Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха достигают слуховых рецепторов.
- Нервные импульсы по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры в височной доле головного мозга.
- Там звуки опознаются, анализируются , оцениваются.
- Слуховыецентры
-
Анализатор: рецептор, нервный путь, зона коры головного мозга.
- рецептор
- нервный путь
- зона коры головного мозга
-
- Как называется анализатор?
- Где находятся его составные части?
- Какие вещества способны вызывать у нас ощущение запаха?
-
Обонятельный анализатор:
- рецепторы полости носа;
- обонятельный нерв;
- обонятельная зона коры височной доли головного мозга.
-
- Как называется анализатор?
- Где находятся его составные части?
- Почему мы не можем ощущать вкус сухой пищи?
-
Вкусовой анализатор:
- рецепторы
- на языке;
- вкусовой нерв;
- вкусовая зона коры височной доли головного мозга.
-
- Где находятся части осязательного анализатора?
- Какую информацию мы можем получить с их помощью?
- Как Вы думаете, различные ощущения вызывают раздражение разных или одинаковых рецепторных клеток?
-
Осязательный анализатор:
- рецепторы кожи;
- осязательный нерв;
- осязательная зона коры теменной доли головного мозга.
-
- Что Вы видите на слайде? Перед Вами – иллюзияили ложное восприятие.
- Какими бывают иллюзии?
- Как организм получает достоверное представление об окружающей действительности?
- Чем иллюзия отличается от галлюцинации?
(стр.243) в учебнике,
работы № 186,187 в рабочей тетради
-
Разные анализаторы взаимно дополняют и уточняют друг друга.
-
На рисунке изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных.
Определите, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного.
-
Операции на мозге ведутся под местным наркозом. Больной находится в сознании, и с ним можно общаться. Чтобы не повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами.
Во время операции больной «слышал» речь своих сослуживцев, обсуждавших профессиональные дела. Какие участки мозга раздражал хирург? В какой доле переднего мозга они находятся?
Больной видел светящиеся точки. Какие участки мозга раздражал хирург? В каком полушарии они находятся?
-
Выводы:
- раскрыли различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»;
- выяснили значение системы анализаторов в жизни человека;
- узнали о важном значении совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации.
-
Использованные источники:
«Биология. Человек. 8 класс»Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев– М.: Дрофа, 2003. - 336 с.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Человек и его здоровье» ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
Биология. Анатомия и физиология человека. Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное учебное пособие нового образца. 2003г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.