Содержание
-
МБОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района
Республики Татарстан
Республиканский конкурс «Лучший урок эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления».
Тема «Дороже алмаза своих два глаза»
Учитель русского языка и литературы Шалинской СОШ Кашапова Разина Идиятовна 2010-2011 учебный год
-
Дороже алмаза своих два глаза
Зрение – самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остаётся в действии, не уставая и не пресыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает.
Д. Аддисон
-
Учёные о глазах
- Мозг каждый миг получает разнообразную информацию о состоянии костей в суставах, напряжении мышц, натяжении сухожилий, о химическом составе крови, о степени наполнения желудка, кишечника, мочевого пузыря и т.д.
- Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза.
- Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина.
- Великий врач первым пришёл к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отражённые предметами лучи солнца или осветительных устройств.
- А немецкий учёный Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным. Сейчас мы разберем строение глаза немного подробнее.
-
«Про глаза-глазенки» С.Погореловский
Ай, глаза-глазенки, ай, глаза-глазища –
Все на свете разглядят, разглядят-разыщут.
В поднебесье – месяц, под скамейкой – мяч,
А в шкафу – конфетку, как ее не прячь.
Ай, глаза-глазища, ай, глаза –глазенки –
Могут фокус показать мальчишке и девчонке
Вот мы их закрыли – сразу стала ночь.
Вот мы их открыли – ночь умчалась прочь!
Ай, глаза-глазенки, ай, глаза-глазища –
Кто в них прячется – живет, поглядим – поищем!
«Мама, знаешь, кто в твоих?! Это я, родная в них?!
«А в твоих, сыночек, я…. Вот какие мы друзья!
С. Погореловский
-
Так устроен глаз человека
-
-
Функции глаза
- Хрусталиктоже линза, как и рого-вица. Его принципиальное отличие в том, что у людей до 40 лет хрусталик способен менять свою оптическую силу - феномен, называемый аккомодацией. Таким образом, хрусталик производит более точную дофокусировку. За хрусталиком расположено стекловидное тело, которое распространяется вплоть до сетчатки и заполняет собой большой объем глазного яблока.
- Лучи света, сфокусированные оп-тической системой глаза, попадают в конечном итоге на сетчатку.
- Сетчатка служит своего рода шаро-образным экраном, на который прое-цируется окружающий мир. Из школь-ного курса физики мы знаем, что со-бирательная линза дает перевер-нутое изображение предмета.
-
- Роговица и хрусталик - это две со-бирательные линзы, и изображение, проецируемое на сетчатку, также перевернутое. Другими словами, не-бо проецируется на нижнюю поло-вину сетчатки, море - на верхнюю, а корабль, на который мы смотрим, отображается на макуле.
- Макула, центральная часть сетчатки, отвечает за высокую остроту зрения. Другие части сетчатки не позволят нам ни читать, ни наслаждаться работой на компьютере. Только в макуле созданы все условия для восприятия мелких деталей предметов.
- В сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствитель-ными нервными клетками, кодируется в последовательность электрических импульсов и передается по зритель-ному нерву в головной мозг для окон-чательной обработки и сознательного восприятия.
-
Полезные советы
-
Тест. Найди лишнее.
А. Лампа – слева.
Б. Расстояние - 3 метра.
В. Читай лежа.
Г. Мой руки.
-
А. Конфеты.
Б. Морковь.
В. Черника.
Г. Персики.
-
Что эти дети делают неправильно?
-
Помоги сам себе.Предупредить болезнь всегда легче, чем лечить.
- Сохранить остроту зрения в детстве проще, чем исправить её потом, или смириться с фактом ношения очков.
- Обычно зрение начинает ухудшаться в школе, или роди-тели замечают это только в школьном возрасте, так как резко возрастает зрительная нагрузка.
- Поэтому, мы рекомендуем начинать тренировки с раннего детского возраста, постепенно усложняя упражнения и увели-чивая их продолжительность.
- Учёный У.Бейтс написал целую книгу по восстановлению зрения путем тренировок. Предложил целый ряд упражнений, от простого к сложному. Используйте их, выздоравливайте.
- Желайте себе и людям побольше добра, пусть ваши глаза излучают тепло и доброжелательность.
-
Физкультура для глаз
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз.
2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза.
3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
-
Упражнения для глаз
1. Не забывая дышать, посмотрите на кончик носа, затем на переносицу. Делать до усталости, 40 раз.
2. Качательные движения глаз – посмотреть направо, затем налево. Не уставать, не более 40 раз.
3. Медленное вращение глазами вправо и влево. Каждое вращение закончить установкой взора прямо. Не уставать, не более 20 раз в каждую сторону.
4. Прислонившись спиной, затылком к стене, не поворачивая головы, чертите глазами всевозможные диагонали. Не уста-вать, не более 40 раз.
5. Посмотрите на циферблат наручных часов, и переведите взор на дальний предмет за окном. 40 раз.
-
Использованная литература:
1. Л.В. Белецкая «Как сохранить и улучшить зрение при близорукости».
2. Н.Х. Хасанова, Л.В. Белецкая «Профилактика близорукости у школьников».
3. И.Афонин, В. Травенко «Как прекрасен этот мир», «Пусть утёнок станет лебедем».
4. М.Б. Беркинблит «Общая биология» 10 класс в 2-х частях.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.