Содержание
-
Движущие силы эволюции.Борьба за существование.11 класс
Тема урока:
-
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;
- Научить правильно определять формы борьбы за существование;
- Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.
-
Проверка домашнего задания.
- Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику.
- Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.
-
Формы борьбы за существование
- Внутривидовая борьба
- Межвидовая борьба
- Борьба с неблагоприятными
- Условиями среды
-
Внутривидовая борьба
Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.
-
Примеры внутривидовой борьбы:
- Борьба за территорию;
- Состязание за добычу;
- Внутривидовой каннибализм;
- Борьба за главенство в стае;
- Борьба за обладание самкой
-
Межвидовая борьба
Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.
-
Примеры межвидовой борьбы:
- Вытеснение пчелы австралийской пчелой европейской;
- Конкуренция между серой и чёрной крысами;
- Конкуренция за свет между елью и берёзой;
- Паразитизм;
- Вытеснение куницей-харзой соболя из его привычных мест обитания.
-
Борьба с неблагоприятными условиями среды
Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.
-
Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:
- Сезонная линька;
- Летняя и зимняя спячка;
- Сезонные перелёты и кочёвки птиц;
- Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений;
- Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.
-
Закрепление темы:
Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:
А – Внутривидовая борьба
Б – Межвидовая борьба
В – Борьба с неблагоприятными условиями среды
-
Причины гибели особей одуванчика:
1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;
2-плодами питаются многие птицы;
3-всходами питаются травоядные животные;
4-одуванчики топчут люди;
5- растения затемняют пырей, крапива;
6-сами одуванчики вытесняют друг друга;
7-семена погибают на скалах, в пустыне;
8-семена не прорастают от недостатка влаги;
9-растения гибнут от сильных морозов;
10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.
-
Ответьте на вопросы:
В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?
-
Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?
-
Подведение итогов урока:
-
Движущие силы эволюции:
- Наследственная изменчивость
- Борьба за существование
- Естественный отбор
Результатом борьбы за существование является естественный отбор
-
Домашнее задание:
- Выучить параграф 12.3.2.,
- Ответить на вопросы на странице 376.
-
Желаю успехов в учёбе! Благодарю за сотрудничество!
-
Малкина Ольга Вячеславовна
Учитель биологии и химии I квалификационной категории МОУ СОШ №14 г.Нягань
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.