Содержание
-
Межпредметный курс по экологии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Экология человека. Культура здоровья»
Автор: Ратьева Алла Николаевна, учитель биологии МОУ «Захаровская СОШ» Клетского района Волгоградской области 5klass.net
-
Цель:
создание условий для гигиенического формирования и развития у учащихся познавательного интереса к изучению здорового образа жизни; способствование сохранению физического и нравственного здоровья учащихся.
-
Задачи:
1. Удовлетворить интерес учащихся к изучению здорового образа жизни. 2. Развивать мыслительную деятельность и творческие способности учащихся. 3. Формировать научное мировоззрение через тесное взаимосочетание экологических, физиологичеслих, гигиенических и медицинских понятий. 4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья, убеждать учащихся в необходимости беречь свое здоровье от всех неблагоприятных воздействий внешней среды. 5. Расширять кругозор учащихся, приобщая их к чтению дополнительной литературы по тематике элективного курса. 6. Учить приемам наблюдения и самонаблюдения; знакомить со спецификой типичных видов деятельности
-
Обоснование элективного курса « Экология человека. Культура здоровья».
Программа элективного курса рассчитана на 15 часов.( Один час в неделю.) Здоровье человека – физическое, психическое, духовное – важнейшее личное и общественное богатство, определяемое наследственностью, окружающей средой, образом жизни и здравоохранением. Возрастает темп жизни, ускоряются сроки « износа» знаний, техники, «стареют» некоторые профессии, убыстряется развитие науки, культуры. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью.Человек должен организовать свой образ жизни, научиться быть здоровым и счастливым. Через весь курс проходит мысль о культуре здоровья. Изучая элективный курс « Экология человека. Культура здоровья.» учащиеся будут проводить лабораторные работы, вести наблюдения и самонаблюдения, будут составлять схемы; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Будут приобщаться к исследовательской деятельности, учиться работать с дополнительной литературой, составлять проекты и защищать их. В программе курса запланирован 1 час –резервный, который в случае необходимости используется для устранения сбоев в программе. В программе курса используются различные методы. Это беседы, лекции, викторина, круглые столы, семинарское занятие. Контроль знаний проводится в виде : оценивания ответов учащихся на вопросы, составление схем, оценка сообщений учащихся, работающих с дополнительной литературой, отчеты по лабораторным работам и проектам, тестирование, решение познавательных задач и упражнений, оформление альбомов и стендов, самостоятельное проведение тренировок, составление рекомендаций для исследуемых. В программе приводится список литературы для учащихся и учителя.
-
1. ВВЕДЕНИЕ- 1 час.
Предмет элективного курса. Цели , задачи курса. Что изучает экология человека.
-
2. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ – 2 часа.
Природная и социальная среда. Здоровье: физическое, психическое и социальное. Здоровый образ жизни. Режим дня.
-
Лабораторная работа Оценка состояния физического здоровья. Проектная деятельность А) Этнические группы, проживающие в вашем населенном пункте, их общность и особенности. Защита: Экскурсия по музею « Казачий курень». Б) Влияние природно-климатических условий на разные группы населения. Защита: сообщения по теме в классе. В) Мои этнические корни. Этнография моей семьи. Защита: оформление альбома « История моей семьи». Г) Народная мудрость гласит… (пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье). Защита: игра « Кто знает, пусть отгадает». Д) Климатические курорты нашей страны. Защита: оформление контурной географической карты « Санаторно-курортные зоны» и пояснения к ней. Е) Прогноз погоды устами медика (О профилактике некоторых заболеваний). Защита: оформление стенда.
-
3. ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ –1 ч.
Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология.
-
4. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (БОЛЕЗНЕННЫЕ, ПАГУБНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ).-1 ч.
Семинарское занятие по теме. А) Что такое вредные привычки? Б) Зависимость человека от наркогенных веществ. В) Пристрастие к курению табака. Г) Употребление алкоголя. Д) Влияние вредных привычек на здоровье человека.
-
5. ВОЗДЕЙСТВИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА-2 ч.
Двигательная активность. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни. Основные категории упражнений: аэробные, силовые, растяжки
-
Лабораторная работаОценка подготовленности организма к занятиям физической культурой. (тест применяемый в Гарварском университете для оценки подготовленности спортсменов и физически тренированных лиц.) Проектная деятельностьПольза движений в судьбах великих людей всех эпох (полководцы, политики, деятели науки, культуры и другие).Защита реферата.Режим двигательной активности для разных возрастных групп.Защита: оформление стенда или альбома « Движение- это жизнь».Режим занятий на спортивных тренировках.Защита: самостоятельное проведение тренировки.
-
6. ИММУНИТЕТ И ЗДОРОВЬЕ –1 ч.
Измененные клетки. Онкологические заболевания. Аллергия. Аллерген. СПИД. Лабораторная работа Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.
-
7. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ-2 ч.
Гиподинамия. Стресс. Гипертония. Профилактика заболеваний сердца и гипертонии.
-
Лабораторная работа Определение стрессоустойчивостисердечно-сосудистой системы. Проектная деятельность. А) Роль прививок в поддержании здоровья населения.Защита: диспут «Прививки: « за» и «против».Б) Артериальное давление и пульс - показатели состояния сердечно-сосудистой системы.Защита: составление рекомендаций для исследуемых лиц.В) Помощь больным , страдающим сердечными или онкологическими заболеваниями.Защита: оказание посильной помощи в больнице и дома пожилым или больным людям.
-
8. ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ-1 ч.
Дыхание. Горная болезнь. Канцерогены. Носовое дыхание. Правильное дыхание. Лабораторная работа Влияние холода на частоту дыхательных движений.
-
9. ЗАКАЛИВАНИЕ. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЗАКАЛИВАНИЯ.-2 ч
Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны. Водные процедуры. Проектная деятельность А) Профессия- косметолог. Защита: круглый стол «Советы косметолога». Б) История возникновения разных способов закаливания у народов мира. Защита: круглый стол « Закаляйся, как встарь». В) Опыты и наблюдения по закаливанию. Защита: исследовательский отчет и участие в работе круглого стола по теме 2.
-
10. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ.-1 ч.
Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз, герпес, СПИД.
-
11. ОБОБЩЕНИЕ-2 ч.
Викторина « Если хочешь быть здоров».
-
-
ЛИТЕРАТУРА
1.Белова Н.И. Статьи в журнале « Биология в школе», 1998-2003 гг. 2. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь.- Кишинев, 1990 г. 3. Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир. В 2 т.- М., 1993 г. 4. Одум Ю. Экология . В 2 т.- М.,1986 г. 5. Стадницкий Г.В.., Родионов А.И. Экология.-СПб.,1996 г. 6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.-М.,1992 г. 7. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. Л.Г.Воронин, Р.Д.Маш: книга для учителя.-М. Просвещение,1983 г. 8. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: пособие для учителей.-СПб.: Акцидент,1998 г. 9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.-М.: Гранд,1999 г. 10. Алексеев С.В. Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений различных видов- СПб.,1998 г. 11. Основы экологии / Под ред. В.Л. Обухова и В.Б. Сапунова: Учебник для 9 кл. средней школы по курсу « Человек и окружающая среда».СПб.,1998 г. 12. М.З. Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина . Экология человека. Культура здоровья. 8 класс –М.: Вентана-Граф.,2004 г.
-
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.